Светлана с
НОД по патриотическому воспитанию «Традиции русского народа» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить с культурным наследием (устным народным творчеством, народно-прикладным искусством); воспитывать уважение и положительное отношение к традициям своего народа, познакомить детей с их разнообразием; мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций; воспитывать чувство гордости за принадлежность к великой стране.
Материал: иллюстрации о традициях русского народа; картинки с изображением каравая и хлебобулочных изделий;сборники потешек,поговорок.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1 часть. Вводная.
Публикация «НОД по патриотическому воспитанию „Традиции русского народа“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Воспитатель : Ребята, как вы понимаете слово «традиция»? (Высказывания детей, если затрудняются, педагог даёт разъяснения.)
2 часть. Основная.
Каждый уголок русской земли имеет свои традиции. Они составляют культуру народа. У каждого народа есть свои традиции. Скажите, а как вы понимаете, что такое «традиция»? (Ответы - предположения детей).
ТРАДИЦИЯ – слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция – это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей).
Правильно, почти во всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть традиция на праздник 8 марта дарить всем женщинам цветы и подарки. Во всех странах мира существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.
А есть традиции, которые возникли очень-очень давно и сохранились до наших дней. Давайте вместе вспомним, какой праздник отмечают русские люди в конце зимы - начале весны? Что это за традиция? (Праздник Масленица). Что вы о нём помните? (Ответы детей, при необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами.) Правильно, этот праздник с песнями, хороводами и блинами.
А какая традиция, возникшая очень-очень давно, сохранилась до наших дней и связана со службой в армии? (Проводы в армию). Кто помнит, почему возникла такая традиция? (Ответы детей.)
Ещё есть вкусные традиции, и они связаны с приготовлением различных блюд, традиционная национальная кухня. У каждого народа обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране.
Например, в Китае и Японии выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь, разные овощи).
Да, в России очень много национальных традиционных блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (Показ картинки.)
Какие кушанья вы можете назвать мне, которые из муки готовят ваши мамы? (Блины, пирожки, оладьи.)
А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Предположения детей).
Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи, которые хорошо у нас растут. У нашего народа есть поговорка «Щи да каша - пища наша». Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу.) А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, гречки, манки, овсяных хлопьев.) Пшеница, овёс, гречиха - все эти зерновые культуры выращивают на наших родных полях. Манную крупу делают из пшеницы.
В России все четыре времени года сменяют друг друга, и зимой бывает очень холодно, а летом – жарко. Как вы думаете, какой русский напиток хорошо утоляет жажду. (Предположения детей.) Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали согревающий при морозе напиток из мёда - горячий сбитень.
Традиции передают от одного поколения к другому, от родителей к детям. Вспомните, чему научили вас родители? (Быть добрыми, дружными, не обижать маленьких, помогать старшим и т. д.) Раньше семьи были большие, в них было много детей, и родители приучали их к труду, обучали разным ремёслам, рукоделию. У каждого ребёнка были свои домашние обязанности. Какие обязанности есть у вас? (Ответы детей.)
Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много поговорок, загадок, потешек. (Вспоминаем их вместе с детьми).
Народ придумал много потешек, песен, сказок, загадок, пословиц, поговорок, плясок, игр, хороводов, которыми сопровождались все события их жизни. Это творчество предавалось и детям. Начиналось всё с маминой колыбельной. Какие вы знаете колыбельные песни? (Дети отвечают.)
Вот такие добрые песни пели малышам мамы. Дети с особым уважением относились к маме, называли её Берегиней. Почему? (Высказывания детей.)
(Игровое упражнение «Придумай ласковое слово для мамы»)
Ещё одна старинная традиция - празднование имени ребёнка. Именинник разносил гостям пироги - это было приглашение родственников на именины, когда гости собирались и садились за стол, подавалось главное блюдо - пирог с кашей. Его разламывали над головой именинника: считалось, что чем больше рассыпалось каши, тем краше будет жизнь у именинника.
Игра «Пирог».
Дети делятся на две команды, становятся друг против друга, между ними «пирог», он выбирается из ребят с помощью считалки. Все поют:
Да, экий он высокинький, (поднимают руки вверх)
Да, экий он широкинький, (разводят руки в стороны)
Да, экий он мякошенький, (гладят себя по животу)
Режь да ешь!
С последними словами по одному участнику от каждой команды бегут к «пирогу». Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду. Оставшийся ребёнок становится «пирогом». Выигрывает команда, в которой становится больше детей.
Воспитатель : В старые времена люди с любовью относились к окружающей природе, ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шёлковой; старшие дети учили младших ориентироваться на местности, беречь природу. А ещё в то время люди поклонялись солнцу, земле, считали их богами. Одним из видов почитания солнца был хоровод. Давайте и мы с вами заведём хоровод. Дети водят хоровод «Прялица».
Традиция сохранила до наших дней множество игр. А как же наши предки выбирали в играх водящего? И сейчас, как в старые времена, мы выбираем ведущего с помощью считалки, договариваемся о правилах (это называется сговор, используем жребий для устранения споров.
Проводится народная игра «Огуречик», считалкой выбирается «мышка» (за кругом) и «огуречик» (в кругу, дети образуют круг и поют:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.
«Мышка» ловит «огуречика».
Заключительная часть:
Воспитатель : Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей Родине, о таланте русского народа, о разных национальных традициях. Кто какие традиции запомнил? (Ответы детей). Давайте, мы с вами будем их помнить и сохранять, потому что мы живем в России, великой стране, богатой традициями своего народа.
Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё народные традиции они помнят, и на следующих занятиях поделитесь ими с другими ребятами.
Много традиций сложилось у русского народа, но особенно важным были добросердечие, гостеприимство, хлебосольство. И я вас приглашаю на чаепитие.