Елена Стоцкая
Сущность понятий развитие и обучение
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс развития является основным психологическим процессом в пе-дагогической деятельности. Он включает в себя два направления - учебное и нравственное.
Говоря о развитии, акцентируют внимание на следующих факторах. Во-первых, выделяют некоторое структурное представление объекта, необходимо это для закрепления его целостности. Наблюдая изменения объекта в результате развития, то структурное представление объекта даёт возможность нам утверждать, что это один и тот же объект, а его модификации описываем путём усложнения в структуре. Во - вторых, говоря о развитии, нам необходимо выделить некое конечное состояние, в которое придёт процесс развития. В-третьих, обязательно нужно определить логику перехода, которая объяснит, как естественным образом объект переходит из начального состояния в конечное. Таким образом выявить механизм развития.
Публикация «Сущность понятий развитие и обучение» размещена в разделах
Каждый раз, говоря о развитии человека, на прямую не можем воспользоваться этим представлением о развитии, так как человек не может превратиться только в один какой-то объект. Говоря о развитии человека, мы обязаны анализировать механизм его развития как искусственный. У ребёнка таким механизмом является процесс взаимодействия ребёнка со взрослым, который непосредственно и определяет направление развития, и те стороны ребёнка, которые необходимо развивать. В данном случае развитие - это процесс модификации изменения существенных сторон целостного объекта в заданном направлении.
Изначально вопросом о содержании процесса обучения ставит А. Н. Леонтьев. Отталкиваясь от исследований Л. С. Выготского, установившего немаловажную значимость сотрудничества и общения, как важных условий общения. А. Н. Леонтьев признаёт, что несмотря на то что процесс обучения "совершается в процессе общения", тем не менее не сводится к общению. Он считает, что в ходе общения следует построить систему психологических операций, которые будут соответствовать обобщению, заключённому в содержании научного понятия. Данная концепция психологических операций в отличии от практической деятельности, выступает как новая деятельность речевого мышления. Этими словами можно выразить главную концепцию значения деятельности в формировании и развитии сознания в процессе обучения.
Развитие и формирование отдельных психологических процессов совершается не в порядке созревания, но в процессе развития определённой деятельности в связи с развитием её психологического строения, её цели и побуждающих её причин, и что в данных условиях жизни ребёнка происходит развитие его деятельности.
Из вышесказанного вытекает вопрос о соотношении обучения и развития. А. Н. Леонтьев как и Л. С. Выгосткий, соглашается с положением о главной роли обучения и воспитания : ребёнок, обучаясь, развивается. Однако связь между ними не однозначна. Утверждается, что развитие имеет спонтанный характер, ему присущи внутренние законы. Согласно этого, ребёнок рассматривается «не только как объект внешних воздействий, но прежде всего, как субъект жизни; субъект развития». Как же тогда проходит механизм влияния обучения на развитие? Ответ состоит в следующем - данное влияние осуществляется с помощью деятельности самого ребё нка: педагогическое воздействие вызывает к жизни деятельность ребёнка, которая направлена на конкретные учебные задачи, строит и управляет ею только при деятельности самого ребёнка, когда он приобретает знания, умения и навыки.
Всё содержание обучения можно разделить на 3 вида:
содержание развивающего обучения;
содержание телесной организации действий ребёнка;
содержание навыкового, тренировочного обучения.
Содержание развивающего обучения - это теоретическое знание, которое усваивается детьми при решении учебных задач посредством учебных действий, важным компонентом которых является рефлексия.
Содержание телесной организации действий ребёнка - это как сидеть за партой, как держать ручку, как отвечать и т. д. - бесконечен перечень чисто школьных требований, которые не относятся к учебной деятельности, но их невыполнение мешает её реализации. Соблюдение данных требований не нуждается в организации учебной деятельности, но занимает не последнее место в школьной жизни ребёнка и для совершенствования того уровня произвольности, который обычно достигается к концу дошкольного детства.
Содержание навыкового, тренировочного обучения : обучение чтению, письму, счету. Все эти процедуры мало нуждаются в специальной организации рефлексии.
Итак, проведенный анализ показывает, что значительная часть содержания обучения требует от ребенка точного, дословного воспроизведения педагогических образцов. Дети обычно подготовлены к успешному подражанию действиям взрослых своим дошкольным развитием. Не случайно способность и желание детей действовать по образцу является одной из главных составляющих так называемой школьной готовности, которая обеспечивает прогресс детей в технике чтения, "непроизвольной" грамотности, почерковедении и многих других школьных достижениях, от которых зависит благополучие ребенка в современной школе. Обучение в форме учебной деятельности породило множество невыполняемых заданий, постановка которых неизбежно приводит к дискуссии, спору между учащимися и преподавателем. Как правило, это задачи, не имеющие решения или проблемы с недостающими данными, где лучшим ответом является вопрос от студента, просящего предоставить ему необходимую информацию.
Критерием учебного сотрудничества ученика с учителем является умелое обращение ученика к источнику знания, предполагающее появление у ребёнка определяющей рефлексии, которая помогает ученику:
а) выделить в задаче принципиально новые условия;
б) проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к новым условиям;
в) зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
г) указать на это противоречие взрослому.
Г. А. Цукерман выделяет необходимое условие возникновения воспита-тельной формы обращения к взрослому, при которой ученик учится у учителя, а не учитель учит ученика. Таким условием является учебное сотрудничество со сверстниками, центральной характеристикой которого является особая структура совместных действий детей, при которой действие одного участника сотрудничества ограничивает действие другого.
Работа с границей собственных действий предполагает учет и согласование позиций каждого в рамках общего действия, то есть работа с границей собственных действий создает потребность в определяющей рефлексии, является ее питательной средой. Более того, если практическим навыкам ребенка можно научить методом объяснения, показа и повторения, то рефлексии нельзя научить таким способом, можно только предоставить возможность ее усвоить. Учебное сотрудничество со сверстниками является одним из необходимых условий, возможности «выращивания» у детей рефлексивных способностей, являющихся показателями развития учащихся. Рефлексия обеспечивает, обуславливает появление основных новообразований школьного периода: произвольности и осознанности.