екатерина максимова
Сущность понятий «музыкальные способности детей дошкольного возраста» и «музыкальность»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. А музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на привитие музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей.
Музыкальные способности изучаются психологами и педагогами вот уже более 150 лет.
Публикация «Сущность понятий „музыкальные способности детей дошкольного возраста“ и „музыкальность“» размещена в разделах
Музыкальные способности – индивидуальные психологические свойства человека, обуславливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.
Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально – психологических свойств. Иногда совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием «музыкальность». По определению Б. М. Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Однако такое определение музыкальности не учитывает некоторых тонких качественных характеристик этого явления. Когда мы говорим о музыкальных способностях, то имеем в виду обычно «количественный аспект», понятие «музыкальность» отражает «качественный аспект» психологического взаимодействия человека и музыки.
Понятие «музыкальность» имеет разные, хотя и взаимосвязанные значения. Данное понятие прежде всего относят к особому свойству, качеству восприятия, переживания или исполнения музыки. Кроме того, музыкальностью называют индивидуально – психологическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки, способности передавать его в интонировании, в исполнительской интерпретации музыкальных произведений. И в этом плане музыкальность выступает одним из синонимов музыкальной одаренности.
Но с психологической точки зрения музыкальная одаренность шире музыкальности, поскольку включает в себя не только собственно музыкальные, но и другие свойства личности такие как активность воображения, богатство зрительных образов и их тесную связь со слуховой сферой, тонкость слуходвигательной реакции, эмоциональную реактивность. Людей, обладающих музыкальностью, гораздо больше, чем музыкально одаренных. Точно так же не отождествляются понятия «музыкальность» и «музыкальный талант». Человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Как ни парадоксально, но возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью.
Итак, все понятия, которыми описываются индивидуальные проявления музыкальных способностей, акцентируют различные их психологические стороны и проявления. Музыкальность немыслима без основных музыкальных способностей, но и не сводится к ним.
Музыкальность прямо не зависит от сенсорных способностей, например от чувствительности слуха. Но бедность сенсорных способностей человека представляет серьезное препятствие для развития музыкальности.
Музыкальность поддается развитию, но на основе уже проявившихся в той или иной форме ее признаков. Она формируется и развивается только в конкретной деятельности конкретного человека, поэтому у разных людей музыкальность разная.
Среди характерных признаков музыкальности специалистами в области музыкального развития называются :
раннее проявление музыкального слуха;
наличие устойчивой потребности и избирательности в музыкальных впечатлениях;
музыкальную активность (стремление слушать, петь, сочинять музыку);
естественную (не привитую педагогами) выразительность исполнения.
Таким образом, музыкальные способности – это индивидуальные психологические свойства человека, обуславливающие восприятие музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называются музыкальной одаренностью.