МААМ-картинки

Сущность понятий «музыкальные способности детей дошкольного возраста» и «музыкальность»

екатерина максимова
Сущность понятий «музыкальные способности детей дошкольного возраста» и «музыкальность»
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. А музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на привитие музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей.

Музыкальные способности изучаются психологами и педагогами вот уже более 150 лет.

Публикация «Сущность понятий „музыкальные способности детей дошкольного возраста“ и „музыкальность“» размещена в разделах

Музыкальные способности – индивидуальные психологические свойства человека, обуславливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.

Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально – психологических свойств. Иногда совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием «музыкальность». По определению Б. М. Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Однако такое определение музыкальности не учитывает некоторых тонких качественных характеристик этого явления. Когда мы говорим о музыкальных способностях, то имеем в виду обычно «количественный аспект», понятие «музыкальность» отражает «качественный аспект» психологического взаимодействия человека и музыки.

Понятие «музыкальность» имеет разные, хотя и взаимосвязанные значения. Данное понятие прежде всего относят к особому свойству, качеству восприятия, переживания или исполнения музыки. Кроме того, музыкальностью называют индивидуально – психологическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки, способности передавать его в интонировании, в исполнительской интерпретации музыкальных произведений. И в этом плане музыкальность выступает одним из синонимов музыкальной одаренности.

Но с психологической точки зрения музыкальная одаренность шире музыкальности, поскольку включает в себя не только собственно музыкальные, но и другие свойства личности такие как активность воображения, богатство зрительных образов и их тесную связь со слуховой сферой, тонкость слуходвигательной реакции, эмоциональную реактивность. Людей, обладающих музыкальностью, гораздо больше, чем музыкально одаренных. Точно так же не отождествляются понятия «музыкальность» и «музыкальный талант». Человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Как ни парадоксально, но возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью.

Итак, все понятия, которыми описываются индивидуальные проявления музыкальных способностей, акцентируют различные их психологические стороны и проявления. Музыкальность немыслима без основных музыкальных способностей, но и не сводится к ним.

Музыкальность прямо не зависит от сенсорных способностей, например от чувствительности слуха. Но бедность сенсорных способностей человека представляет серьезное препятствие для развития музыкальности.

Музыкальность поддается развитию, но на основе уже проявившихся в той или иной форме ее признаков. Она формируется и развивается только в конкретной деятельности конкретного человека, поэтому у разных людей музыкальность разная.

Среди характерных признаков музыкальности специалистами в области музыкального развития называются :

раннее проявление музыкального слуха;

наличие устойчивой потребности и избирательности в музыкальных впечатлениях;

музыкальную активность (стремление слушать, петь, сочинять музыку);

естественную (не привитую педагогами) выразительность исполнения.

Таким образом, музыкальные способности – это индивидуальные психологические свойства человека, обуславливающие восприятие музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называются музыкальной одаренностью.

Публикации по теме:

Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные загадки»Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные загадки» «Музыкальные загадки» Цель: Развивать воображение, память, мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость детей на музыку, восприятие художественных.

Конспект занятия музыкальному развитию детей в старшей «Поем, стучим, играем — музыкальность развиваем!» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие,.

Мастер-класс на тему «Музыкальные игры в семье для детей младшего дошкольного возраста» Хотелось бы немного сказать о возрастных особенностях детей 3-4 лет, которые диктуют особые правила при их музыкальном воспитании. Дети.

Музыкальные способности детей и пути их развития Одна из основных задач музыкального воспитания – формирование музыкальных способностей у детей. Важным для педагогики является вопрос о.

Презентация для детей среднего, старшего и подготовительного возраста «Музыкальные инструменты и их звучание» Цель презентации: помочь воспитателю привить детям желание слушать красивую музыку; учить детей различать виды музыкальных инструментов.

Социальная одаренность и коммуникативные способности у детей дошкольного возраста «…Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание»,.

Консультация «Творческие способности детей дошкольного возраста» Тема статьи: Творческие способности детей дошкольного возраста Аннотация. В статье рассматривается необходимость развития творческих способностей.

Сущность нравственного воспитания детей 5–6 лет Проблеме нравственного развития ребенка посвящено много работ выдающихся психологов и педагогов. По утверждению И. Г. Корниенко система моральных.

Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать? Сначала рассмотрим понятие “способности”. В отечественной науке ведущим остается.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность понятий «музыкальные способности детей дошкольного возраста» и «музыкальность»
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 11:05
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность понятий «музыкальные способности детей дошкольного возраста» и «музыкальность»» (включая файлы) размещена пользователем екатерина максимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД