полина кот
Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста 3–5 лет «Сундук волшебства»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка направлена на социально-гуманитарное направление детей дошкольного возраста. Работа по приобщение детей истокам национальной культуре посредством фольклора имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста 3–5 лет „Сундук волшебства“» размещена в разделах
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов;
Актуальность программы в том, что именно в раннем возрасте закладывается тот базис познавательной деятельности, который обеспечит знания и освоение загадок природы, и могущество человеческого понимания.
Отличительной чертой является развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста соразмерно личной индивидуальности
Цель программы : Знакомство с фольклором через потешки, загадки, сказки детей младшего дошкольного возраста
Задачи программы :
Развивающая:
- Развивать интерес и любовь к фольклору
Образовательная:
- Приобщать ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам
Воспитательная:
- Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Адресат программы – возрастом является 3-5 лет, у которых есть интерес на развитие речи через фольклор. Развитие речи имеет огромное значение для умственного и социальное развитие дошкольника.
Форма организации - индивидуальная и групповая.
Виды занятий - игра, игра-имитация, показ, беседа, обсуждение, просмотр видеофильмов, разучивания песен, маленьких сказок, загадок, считалок.
Режим занятий - один раз в неделю, 38 занятий, 10 минут первый год реализации 15 минут второй год реализации, 10 челове
Планируемые результаты
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Тематическое планирование деятельности по программе.
3-4 года
Сентябрь
1. Вводное.
2. Путешествие в сказку «Курочка Ряба».
Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим не только познавательную информацию, но и элементы частушечности, балагурства, органично вытекающего из самого жанра сказки.
3. Игра-потешка «Сорока- сорока».
Цель: Продолжить знакомить детей с фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное речевое и умственное развитие детей. Познакомить с элементами драматизации.
4. Прослушивание и разучивание колыбельной песенки.
Цель: Помочь запомнить песенку, учить использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности.
Октябрь
1. Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».
Цель: Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.
2. Потешка «Солнышко – ведрышко»
Цель: Помочь детям содержание потешки. Вызвать желание послушать потешку еще раз. Учить рассказывать вместе с воспитателем.
3. Рассказывание детям сказки «Козлята и волк»
Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.
4. Игровая ситуация по мотивам потешки «Как у нашего кота». (мордовская)
Цель: Помочь детям содержание потешки. Вызвать желание послушать потешку еще раз. Учить рассказывать вместе с воспитателем.
Ноябрь
1. Игровая ситуация «В гости к бабушке» - знакомство с потешкой «Расти коса до пояса».
Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства.
2. Игра-забава «Где наши ручки?»
Цель: Продолжать знакомить с играми.
3. Путешествие в сказку «Репка» (русская).
Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.
4. Дидактическая игра «Узнай потешку».(татарская).
Цель: Формировать представления о знакомой потешке. Активизировать словарь детей.
Декабрь
1. Сказка в гости к нам пришла «Кот, петух и лиса» .(русск).
Цель: Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить с народным костюмом.
2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший»
Цель: Формировать интерес к ближайшему окружению – помочь лучше узнать его.
3. Игра «Жмурки». (рус. нар.)
Цель: Прививать интерес к русским народным играм.
4. Потешка – небыличка «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор!».
Цель: Познакомить с новым фольклорным жанром – потешками – небыличками. Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалистические представления о домашних животных, их значение в жизни людей.
Январь
1. Игра - инсценировка «Чики-чики-чикалочки»
Цель: Прививать интерес к русским народным играм.
2. Хоровод игра «Пузырь»
Цель: Познакомить с хороводной игрой, учить. (рус. нар.)
3. Инсценировка-песенки «Скачет зайка маленький».
Цель: Узнавать русские народные песенки. Помочь запомнить текст песни, выполнять движения в соответствии с ним.
Февраль
1. Слушание народной песни «Как на тоненький ледок»
Цель: Узнавать русские народные мелодии. Помочь запомнить текст песни, выполнять движения в соответствии с ним.
2. Хороводная игра «Каравай»
Цель: Продолжить знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
3. Заучивание народной заклички «Дождик лей!».
Цель: Помочь детям запомнить народную закличку «дождик лей! Развивать интерес к народному творчеству.
4. Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка».
Цель: Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить с народным костюмом.
Март
1. Знакомство с дразнилками - «Андрей ротозей», «Мишка медведь».
Цель: Продолжать знакомить с русским народным фольклором Вызвать интерес к книгам.
2. «Чудесный сундучок» (загадки об овощах).
Цель: Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к отгадыванию.
3. Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Цель: Воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации небольшого отрывка из сказки.
4. Игра-хоровод «Дуб-Дубок».
Цель: Познакомить с хороводной игрой, учить игру.
Апрель
1. Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря»
Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом. Учить детей воспринимать игровые движения согласно текста Вызвать у детей радость от слушания потешки.
2. Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».
Цель: Учить детей воспринимать игровые движения согласно текста.
3. Знакомство со считалками. Иллюстрации (морд.)
Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства.
4. Народная игра «Волшебные сказки» (нар. тат).
Цель: Прививать интерес к татарским народным играм.
Май
1. Разучивание и прослушивание народных песен.
Цель: Узнавать русские народные мелодии.
2. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка»
Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
3. Заключительное
4. Диагностика
4-5 лет
1. Вводное
2. Знакомство с театром.
Октябрь
1. Знакомство с театром”.
2. Ходит осень по дорожке” (по сказке “Маша и медведь”)
Цель: Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить со словами сказки.
3.“Гуляем по лесу”.
Цель: Учить детей воспринимать игровые движения согласно текста.
4.“ Чтение русско-народных сказок”.
Цель: Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей
Ноябрь
1.“ Курочка Ряба”.
Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей
2.“Мы водили хоровод”.
Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
3.“Заюшкина избушка” (театр конусной игрушки)
Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.
4.“Зеркало, зеркало – скажи…”.
Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
Декабрь
1.“Заигрались в прятки Сашины перчатки”.
Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
2.“Мешок с сюрпризом” (театр на картоне)
Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок театра на картоне. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.
3.“Заходили гости”.
Цель: Формировать интерес к ближайшему окружению – помочь лучше узнать его.
4.“ Во садочке я была…”.
Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
Январь
1.“Петушок и бобовое зернышко”.
Цель: Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.
2.“ В гостях у Снегурочки”.
Цель: Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить с народным костюмом.
3.“Жили у бабуси”.
Цель: Познакомить фольклорным жанром – потешками – небыличками. Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалистические представления о домашних животных, их значение в жизни людей.
Февраль
1.“Крокодил и чебурашка”.
Цель: Вызвать желание слушать рассказ. Активизировать речь детей.
2.“В гости кролику идем”. :
Цель: Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.
3.“Мы артисты”.
Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
4.“Пришли в гости пальчики”.
Цель: Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.
Март
1.“Весна красна!”.
Цель: Продолжить знакомить детей с фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное речевое и умственное развитие детей. Познакомить с элементами драматизации.
2.“Три медведя” (театр мягкой игрушки)
Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.
3.“Представьте себе…”.
Цель: Вызвать желание слушать песенку или рассказ придуманную ребенком. Активизировать речь детей.
4.“Кот и мыши”.
Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
Апрель
1.“Когда мои друзья со мной”.
Цель: Учить знакомую песенку сопровождая интонацией и мимикой
2.“Свет мой зеркальце скажи…”.
Цель: Научить детей с помощью зеркала говорить выразительно.
3.“Цапля и лиса”.
Цель: Воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации небольшого отрывка из сказки
4.“Кошкин дом!”.
Цель: Продолжить знакомить детей с фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное речевое и умственное развитие детей. Познакомить с элементами драматизации.
Май
1.“К нам гости пришли!”.
Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
2.“ Ну-ка пчелки полетели!”.
Цель: Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.
3. Заключительное
4. Диагностика
Материально-техническое обеспечение программы.
• народные игры с пальчиковым, настольным театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках и др.
• реквизит для разыгрывания сценок: национальных игрушек, ширмы для кукольного театра, элементы костюмов, маски;
• атрибуты для различных игровых позиций: книги, образцы музыкальных произведений, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
• музыкальный центр, ИКТ.
Методическое обеспечение программы
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2010.
2. О. Л. Князева, М. Д. Махнева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2008.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Махнева,
4. О. Н. Корепанова и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.
5. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
6. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2012.
8. И. В. Кравченко И. В., Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. 2011.
9. Учите детей петь : (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М. : Просвещение, 1986. – 144с.
10. Литературно- художественное издание. Серия «Сказки». Терем-теремок. Русские народные сказки для детей дошкольного возраста. ОАО «Издательство» «Высшая школа». Тверь, 2010.
11. Литературно- художественное издание для детей дошкольного возраста «Курочка-рябушечка». Русские народные песенки-потешки. Составление и обработка С. Кузьмина. Издательство «Книжный дом», 2008.
12. Литературно- художественное издание для детей дошкольного возраста «Радуга-дуга». Русские народные песенки-потешки. Составление и обработка С. Кузьмина. Издательство «Книжный дом», 2010.
Интернет-ресурсы: 1.https://mdou44.edu.yar.ru/materiali/konsultatsii_spetsialistov/konsultatsiya_muzikalnogo_rukovoditelya_i.v.sharipovoy_kolibelnaya_v_zhizni_rebenka.pdf
2. https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-aleksevna-polovinkina/rol-folklora-v-vospitani-detei.html
3. Сайты: «Дошкольник. ру» – сайт для всей семьи, «ТЕРЕМОК» – сайт для детей, Образовательный сайт «Мир Дошкольников»-все для детей, «Детский портал Солнышко»