Настя
Структурно-функциональная модель управления эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основными компонентами структурно-функциональной модели управления эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста являются взаимосвязь и взаимодополняемость его блоков.
Первый блок целевой, он определяет способы, цели эстетического воспитания, степень необходимости в данного процесса.
Здесь следует придерживаться научной методике декомпозиции цели её эффективность была подтверждена в предварительном изучении литературы по этому вопросу.
Публикация «Структурно-функциональная модель управления эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Мы выделили категории декомпозиции цели: обеспечение деятельности педагога по эстетическому воспитанию; совершенствование эстетической творческой деятельности; повышение эффективности взаимодействия воспитателя и воспитанников в процессе эстетического воспитания
Социальный заказ состоит в необходимости повышения уровня эстетического воспитания.
Цель воспитания формирование эстетического образа жизни детей дошкольного возраста.
Задачи: формировать необходимые для данной деятельности качества. Мотивационно-ценностное отношение включает развитие личностных мотивов изучения нравственных норм и общения с эстетическими объектами.
Теоретические знания и практические умения включают знакомство с нравственными ценностями и эстетическими явлениями деятельности.
Рефлексивно-творческая позиция включает развитие потребности в результатах собственной эстетической деятельности.
Второй блок охватывает вопросы теоретико-методологического обоснования, подходов.
В модель мы включили три подхода:
1. Личностный.
2. Средовый.
3. Системный.
Личностный подход выступает в качестве теоретико-методологической основы для разработки модели и дает возможность варьировать содержание дошкольного образования в зависимости потребностей субъектов образовательного процесса. Он предполагает ориентацию на личность конкретного ребёнка, так как именно она является ценностью образования и культуры.
В современном мире педагог не может выступать единственным источником знаний и социального опыта, так как детям доступны такие способы получения информации как: телевидение, интернет, где информация не фильтруется порой даже родителями, откуда дети черпают зачастую искажённые нормы поведения, ценности и морали.
Средовый подход предполагает, что дети не находятся оторванными от социума. Дошкольники по-разному, реагируют на организованное образовательное пространство, находит в нём что-то интересное, необычное, а порой и пугающее. Дети проводят основное время своей детской жизни в образовательной организации, поэтому важно в детском саду производить воспитание средой.
Среда оказывает формирующее воздействие развитие личности. В современном мире, пространственной среде в детском саду так же отводится значительное место. Для формирования эстетически воспитанной личности дошкольника необходимо создание соответствующего игрового и обучающего пространства, творческих мастерских, студий.
Применение средового подхода так же важно в модели управления эстетическим воспитанием детей.
Среда оказывает большое значение в развитии культурной идентичности детей. Образовательная среда является источником личностного опыта, помогает в поиске смыслов, взаимодействия, включению в деятельность.
Третий содержательный блок включает направления деятельности, выбор средств эстетического воспитания. Так же включаем средства эстетического воспитания, знаковые средства духовной культуры, средства коммуникации, средства интеллектуальной и творческой деятельности.
Он реализует познавательно-преобразующую функцию в процессе формирования эстетического воспитания дошкольника. Содержание дошкольного образования, направленное на формирование эстетически воспитанной личности дошкольника, выстраивается на основе образовательной программы дошкольного образования и программы по эстетическому воспитанию детей.
Программа содержит модули, в которых представлены темы недель и занятий, раскрывающих особенности русского быта, русского народного творчества, русские народные обычаи и традиции, фольклор, изучение произведений писателей, поэтов и композиторов, просмотр иллюстраций художников. А также темы бесед, мероприятий, проектов.
Четвёртый блок проектирование образовательной среды.
В качестве важнейшего педагогического условия, мы выделили организацию образовательного пространства детского сада, в которую включили условия её организации.
1. Удовлетворённость потребностей детей.
Среда учреждения должна быть многофункциональной, иметь возможность лёгкого трансформирования, быть насыщенной и открытой, должна суметь удовлетворить самые разнообразные культурные и образовательные потребности воспитанников.
Открытость помогает детям познакомиться с доступными детям видами искусства (у дошкольников должен быть доступ к альбомам с репродукциями картин, к произведениям композиторов, национальным игрушкам и костюмам, учиться понимать друг друга и сотрудничать.
2. Развитие субъектных свойств личности, инициативы, активности, самостоятельности.
Среда не должна ограничивать детей при организации выбора игр и занятий в свободной деятельности.
3. Открытость для педагогических экспериментов и поисков способов инновационной деятельности.
«Современные учёные определяют инновационную деятельность как метадеятельность, содержание и характер которой направлены на изменение всего комплекса личностных свойств субъектов. Инновационная деятельность педагогов дает возможность найти новые ресурсы и технологии, способствующие формированию эстетической воспитанности в условиях современного детского сада» [8].
Пятый блок Организационно-деятельностный
Включает апробацию программы по «Эстетическому воспитанию», определение методов воспитания, реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с учетом их индивидуальных особенностей;
Шестой блок Результативно-оценочный.
Включает: определение уровней формирования эстетического образа жизни учащихся, разработка критериев.
Седьмой блок Рефлексивный служит для осмысления, обдумывания и анализа проделанной работы.
Анализ прошедшей деятельности способствует поиску эффективных форм, методов и приемов работы. А также указывает на затруднения, возникшие в процессе реализации действия модели. Помогает в поиске возможных путей повышения качества и результативности.
Эффективность разработанной модели управления заключается в том, что в результате её разработки выявлены связи и последовательность организации воспитательной, педагогической деятельности педагога и дошкольников.
Для планомерного и обдуманного внедренья созданной модели, мы составили алгоритм последовательного её включения в деятельность детского сада, так, как только такой способ поможет изучить степень готовности детского сада к нововведениям, готовность педагогов их уровень профессиональных знаний и мастерства. Алгоритм состоит из трёх взаимосвязанных составляющих, которые вытекают друг из друга и требуют тщательной подготовки и проведения запланированных мероприятий