Любовь Николаевна Мироненко
Строительно-конструктивная игра как один из элементов развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Строительно-конструктивная игра, как один из элементов развития ребенка.
Слайд № 1 Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка. Термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П. Г. Саморукова, В. Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего она приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.
Публикация «Строительно-конструктивная игра как один из элементов развития ребенка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд№2
Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность.
Слайд№3
Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу.
Слайд№4
Строительно-конструктивные игры оказывают воспитательное и развивающее влияние на развитие ребенка. В ходе строительно-конструктивных игр происходит :
- умственное развитие, формируются сенсорные способности. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включать в процесс восприятия процессы мышления.
- трудовое воспитание. Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу.
- развитие речи. В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.
- физическое воспитание
Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям. Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, улучшается согласованная работа отдельных мышц.
- эстетическое воспитание. При рассматривании иллюстраций с изображением каких-либо сооружений и построек у детей развивается художественный вкус, формируется умение ценить созданное трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.
- нравственное воспитание. В игре у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, преодолевать трудности в достижении цели.
В дошкольном учреждении детей с раннего возраста учат конструированию из строительных материалов, а уже со среднего возраста из бумаги, мягкого картона, природного материала.
При проведении строительно-конструктивных игр воспитатель решает следующие задачи:
- расширение представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;
– обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно-творческих способностей;
– формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.
Для развития и расширения содержания строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по конструированию и в свободное от занятий время. В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования, которым должны овладеть дети:
• конструирование по образцу (во всех возрастных группах);
• конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой);
• конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно);
• конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку);
• стройка по моделям (вид конструирования, разработанный) – ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.
Условия для игр со строительными материалами
В дошкольном учреждении для строительно-конструктивных игр создаются специальные условия. Одним из основных условий является организация предметной среды, т. е. наличие необходимого строительного материала. Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возрасту детей. Так, для детей 2-3 лет набор материала включает кубики, кирпичики, призмы, пластины с целью постройки простых предметов (кровать, стул, диван и т. п.).
В старших группах следует иметь для самостоятельных построек модели, чертежи, фотографии, рисунки разнообразных предметов для развития у детей конструкторских способностей. В данном случае они имеют возможность перенести плоскостное изображение в объемную постройку, проявив тем самым аналитическую деятельность.
Необходимо обеспечить в каждой возрастной группе время в режиме дня и место для данных игр. Обычно в группе для хранения строительного материала отводится постоянное место. Детали складываются аккуратно, устойчиво, с целью соблюдения техники безопасности. Дети младших групп берут материал и укладывают его после игры с помощью воспитателя, а старшие дошкольники все это делают самостоятельно.
Во всех возрастных группах необходимо создавать условия для обыгрывания построек, подобрав мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т. д.). Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Необходимость сделать постройку, например сцену для представления, ракету для полета в космос, комнату для куклы, возникает в процессе реализации замысла игры, создания игрового образа. Старшие дошкольники могут конструировать подсобный материал различных предметов для оснащения игр из бумаги, картона. Можно использовать также игрушки, собранные из конструктора.
Часто ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования. В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра : дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли.
Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности – все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения. В самих играх заложены стимулы побуждающие ребенка воображать, фантазировать.
Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей.
Руководство строительно-конструктивными играми со строительным материалом
Первая младшая группа
В младших группах предусмотрены строительные игры с игрушками, занятия со строительным материалом, на которых происходит обучение необходимым действиям формирование простейших, но четких и прочных умений. Детей знакомят со строительным материалом, их формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (лежит, стоит); учат накладывать один на другой, размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка); образовывать простейшие перекрытия (ворота, домик). Воспитатель находит сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.
Вторая младшая группа
Учат не только различать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина, но и называть их, а так же располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка, ставя их на меньшую плоскость.
Уже в этом возрасте детей начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек.
Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала.
Средняя группа
В средней группе предусматривается дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использованию созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитания умения строить не только по предложенному образцу, но и намеченной самим теме, обучение более сложным приемам работы.
Под руководством воспитателя дети 4-5 лет способны отражать в строительной игре впечатления об окружающем. Им дается разнообразный материал (строительный материал; конструктор; куски фанеры, картона, материал для украшения построек).
Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы, ограждения и т. д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные части. Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре.
Старшая группа
В старшей группе детей учат предварительному планированию коллективных строительных игр, постановки цели игры, определению участников по предварительному договору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений.
Руководство играми старших детей в большей мере направляется на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.
Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные его части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.
Правильность руководства игрой и активное участие в ней всех детей определяют их удовлетворение от нее, интерес к ней и тем самым ее длительность.
Подготовительная группа
Строительные игры в подготовительной группе отличаются более разнообразными замыслами, так как дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре кинофильмов, через книги.
В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых.
Интересы детей подготовительной группы, их возможности предъявляют к руководству строительными играми большие требования.
В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает анализировать итоги игры. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.
Практическая часть.
Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию некоторые моменты строительных игр с деревянным конструктором в старшей группе. А для того, чтобы наша с вами работа была слаженной и успешной, я предлагаю поиграть, вы будете в роли детей.
Строительно-конструктивная игра «Строим город»
Цель: вызвать у детей желание участвовать в строительно-конструктивной игре.
Задачи:
Образовательные:
Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности;
Формулировать самооценку конечного результата;
Содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы.
Развивающие :
Развивать связную речь;
Выполнять постройку в определенной последовательности.
Воспитательные:
Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной деятельности;
Прививать патриотические чувства.
Оборудование: схемы построек, атрибуты для конструирования.
Предварительная работа: рассматривание фотографий города Оренбурга, разных зданий, рисование "Мой город", аппликация «Моя улица».
Ход:
Воспитатель: Мы ладошку к ладошке сложим
И друг другу дружить предложим
Будем петь и играть,
Чтобы добрыми, умными стать.
Воспитатель: Ребята, скажите, в каком городе мы с вами живем?
Дети: Мы живем в городе Оренбурге.
Воспитатель: Ребята, кто построил город Оренбург?
Дети: Город построили строители.
Воспитатель: А мы с вами можем стать строителями и построить город?
Дети: Да, можем.
Воспитатель: Какие здания есть в городе?
Дети: Дома, школы, больницы, вокзалы, музеи, магазины и т. д.
Воспитатель: Правильно. Нам тоже в нашем городе надо построить разные здания, чтобы жить в нем было удобно, радостно и безопасно. Ребята, как вы думаете, может ли строитель сразу приступить к строительству дома?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему вы так думаете? Почему так решили? Кто же нам в этом поможет?
Дети: Архитектор придумывает как будет выглядеть дом. Строители не могут обойтись без чертежа.
Воспитатель: Да, правильно ребята. Различные сооружения и здания придумывают архитекторы. Чертежники выполняют чертеж. А строители по готовым чертежам возводят здания.
Сегодня я буду в роли архитектора, а вы - строители. Я задумала как будет застроен наш город и сделала схемы различных зданий и сооружений.
Строительно – конструктивная деятельность. Дети по схемам и чертежам строят здания, а потом соединяют части города в один большой город, дополняют город с вспомогательным материалом.
Воспитатель: Давайте обсудим застройку города. Удобно ли жителям в вашем городе жить? Почему? (Объясняют).
Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие строители!
Дети будут с удовольствием обыгрывать городские постройки, дороги, водить кукол в театр, в магазин и т. д.