Марина Нитц
Диагностика детей 2–3 лет по Е. А. Стребелеву
▼ Скачать + Заказать документы
предлагаю вашему вниманию удобный формат в использовании формат бланка и описания диагностических заданий и их обработки для детей 2-3 лет.
Диагностика умственного развития детей раннего возраста (Е. А. Стребелева)
Методика разработана для диагностики детей 2-2,5 и 2,5-3 лет. Для детей второй подгруппы в некоторых заданиях стимульный материал усложняется и его объем увеличивается. Для обработки ре-зультатов используется качественно - количественный анализ. В процедуре проведения диагностики предусмотрен этап обучения.
Публикация «Диагностика детей 2–3 лет по Е, А, Стребелеву» размещена в разделах
Качественные показатели – способы выполнения заданий:
1. Неадекватно действует;
2. Понимает цель, но самостоятельно действует без учета свойств и качеств предметов, то есть хаотично; в условиях обучения действует адекватно, но самостоятельно не выполняет даже после обучения;
3. самостоятельно выполняет задание после обучения;
4. сразу самостоятельно выполняет задание.
Задание 1. Лови шарик!
Цели исследования: установление контакта с взрослым, оценка понимания словесной инструкции, уме-ние прослеживать взглядом движущийся предмет.
Оборудование: желобок, шарик.
Процедура. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Игра по-вторяется 4 раза.
Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (до 2-х, как это надо делать.
Оценка действий. Принятие задания, желание играть с взрослым, отношение к игре, к результату.
Задание 2. Спрячь шарики!
Цели исследования: выявление практической ориентировки на величину, наличие соотносящих дей-ствий.
Оборудование: 2 коробочки четырехугольной формы одинакового цвета с крышками такого же цвета и формы, но разные по величине, 2 шарика (для второй подгруппы – по 3 коробочки и шарика).
Процедура: Перед ребенком 2 коробочки и крышки к ним на некотором расстоянии. Педагог кладет большой шарик в большую коробку, а маленький – в маленькую и просит ребенка спрятать шарики, то есть накрыть коробки крышками. При этом не объясняется, какую крышку надо брать.
Обучение. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой накрываем большую коробку, а маленькой - маленькую». Таким образом, в процессе диагно-стики педагог показывает способ действия и фиксирует в слове свойство предметов (величину, на кото-рое должен ориентироваться ребенок. После обучения предлагается выполнить задание самостоятель-но.
Оценка действий. Принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих дей-ствий, отношение к результату.
Задание 3. Разбор и складывание двусоставной матрешки (трехсоставной)
Цели исследования: выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, выявле-ние наличия соотносящих действий.
Оборудование: 2 двусоставные (для второй подгруппы трехсоставные) матрешки.
Процедура. Педагог дает ребенку матрешку и просит раскрыть её. Если он не начинает действовать, то раскрывает матрешку взрослый, затем предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не справляется са-мостоятельно - проводится обучение.
Обучение. Педагог берет еще одну матрешку и раскрывает ее; обращая внимание ребенка на маленькую матрешку, просит сделать то же со своей матрешкой: «Раскрой матрешку». Затем ребенка просят спря-тать маленькую матрешку в большую, используя указательный жест и инструкцию: «Делай, как я». За-тем предлагается выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий. Принятие задания, способы выполнения, отношение к результату.
Задание 4. Разбор и складывание пирамидки.
Цели исследования: выявление уровня развития практической ориентировки на величину, наличие и ха-рактер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованность действий рук.
Оборудование: пирамидка из трех (для второй подгруппы 4-х) колец одинакового цвета, разных по вели-чине.
Процедура. Педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если он не может, взрослый делает это сам и предлагает ребенку собрать ее.
Обучение. Если ребенок и после этого не начинает действовать, педагог начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надевать на стержень, затем предлагает вы-полнить задание самостоятельно.
Оценка действий. Принятие задания, складывает ли пирамидку самостоятельно, с учетом или без учета величины колец, обучаемость, ведущая рука, согласованность действий рук, результат и отношение к нему.
Задание 5. Парные картинки
Цели исследования: выявление уровня развития фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста.
Оборудование: парные предметные картинки.
Процедура. Перед ребенком кладут 2 картинки (для второй подгруппы 4). Точно такие же картинки находятся в руках у педагога, который соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки
одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая её ребенку, просит показать такую же.
Обучение. Если ребенок не выполняет задания, педагог показывает, как нужно соотнести 4 предметные картинки.
Оценка действий. Принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, результат и отношение к нему.
Задание 6. Цветные кубики.
Цели исследования: Выявление сформированности зрительного восприятия цвета.
Оборудование: по два кубика двух основных цветов-красного, желтого (для 2-йподгруппы-4-х цветов).
Процедура. 2 кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой же, какой находится в руках у педагога. Затем педагог говорит: «Покажи, где красный, а теперь где желтый (зеленый, си-ний)». Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Скажи, какого цвета этот кубик».
Обучение. Если ребенок не сличает цвета, то педагог применяет сначала два цвета. Если ребенок слича-ет цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое название 2-3 раза.
Оценка действий. Принятие задания, уровень восприятия цвета, сличает ли цвета, выделяет ли по слову, называет ли основные цвета, результат и отношение к нему.
Задание 7. Разрезные картинки
Цели исследования: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: 2 предметные картинки, одна из которых разрезана на 2 части (для второй подгруппы-3 части).
Процедура: Педагог показывает ребенку 2 части картинки и просит: «Сделай целую картинку!»
Обучение. Если ребенок не выполняет задание, взрослый показывает целую картинку и просит из частей собрать такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит добавить другую часть. После обучения ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий. Принятие задания, способы выполнения, обучаемость, результат и отношение к нему.
Задание 8. Конструирование из палочек
Цели исследования: выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение дей-ствовать по подражанию, по образцу.
Оборудование: 6 плоских палочек одного цвета.
Процедура. Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «домик») и просят его сделать такую же. Для младших детей фигура предлагается из 2 палочек, для второй подгруппы – из 3.
Обучение. Если задание не выполняется по образцу, его предлагают сделать по подражанию. Если ребе-нок не справляется с заданием, ему предлагают построить треугольник вначале по образцу, затем по показу, а если он не выполняет по показу, то по подражанию.
Оценка действий. Принятие задания, действия по подражанию, по показу, по образцу, результат и от-ношение к нему.
Задание 9. Достань тележку!
Цели исследования: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, возможности исполь-зования вспомогательного средства.
Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесьма.
Процедура. Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, достать ее рукой он не может. В зоне досягаемости руки находятся два конца тесьмы, разведенные на 50 см. Ребенка просят достать те-лежку. Он должен догадаться соединить оба конца тесьмы.
Обучение. Проводятся на уровне практических проб самого ребенка: когда он тянет за один конец тесь-мы, надо дать ему возможность попробовать еще раз. Педагог за экраном снова продевает тесьму через кольцо тележки и предлагает достать ее.
Оценка действий. Если ребенок тянет за оба конца тесьмы сразу (двумя руками или соединяя концы) – это высокий уровень выполнения задания. В тех случаях, когда ребенок тянет вначале за тесьмы и справляется с заданием после повторной пробы, отмечается положительное использование практиче-ских проб. Если он не догадывается использовать тесьму (пытается дотянуться рукой или подняться со стула и подойти к тележке) – это невыполнение задания.
Задание 10. Порисуй!
Цели исследования: выявление уровня развития предметного рисунка, ведущей руки и наличия согласо-ванности действий рук.
Процедура. ребенку дают листок бумаги и карандаш, просят нарисовать «дорожку» или «домик» (обу-чение не проводится).
Оценка действий. Принятие задания, отношение к задаче и результату деятельности, соответствие ри-сунка инструкции. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черканье, соответствие рисунка ин-струкции.
При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребёнка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.
Количественная оценка результатов
Оценка действий проводится по 4-бальной системе. За невыполненное задание ребенок получает 1 балл. Другие оценки соответствуют способам выполнения (см. качественные показатели).
От 10 до 12 баллов – дети не понимают цель задания, поэтому не стремятся к его выполнению. Они не готовы к сотрудничеству с взрослым, не выделяют цель задания, действовать неадекватно. Не готовы к обучению и в основном не стремятся к положительному результату. Относятся к категории глубоко ум-ственно отсталых.
От 13 до 23 баллов – дети понимают цель задания, но с трудом вступают в контакт с новым для них взрослым. Требуется использование различных эмоциональных и игровых приемов для того, чтобы эти дети приняли задание. Отмечается стремление достигнуть искомого результата. Как
правило, не учитывают свойства и качества предметов, характерны хаотические действия, отказ от дальнейшего выполнения задания. По подражанию многие справляются с заданиями, но самостоятельно выполнить их после обучения не могут, так как не осознают принцип действия. Безразличны к результа-ту. Относятся к категории умственно отсталых с возможностями обучения в условиях спец. ДУ.
От 24 до 33 баллов – сразу же принимают задание, понимают его условия и стремятся выполнить. Ча-сто самостоятельно не могут найти адекватный способ выполнения и обращаются за помощью к взрос-лому. После показа способа выполнения могут самостоятельно справиться с заданием, заинтересованы в результате своих действий. Нуждаются в уточнении клинического и психолого-педагогического диа-гноза: здесь могут быть дети с ЗПР, с ОНР, с нарушениями слуха.
От 34 до 40 баллов – норма развития.
Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководству-ются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым (не понимают цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.
Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуаль-ном развитии, необходимости их комплексного обследования.
Дети не понимают цель задания, поэтому не стремятся к его выполнению. Они не готовы к со-трудничеству с взрослым, не выделяют цель задания, действовать неадекватно. Не готовы к обучению и в основном не стремятся к положительному результату. Относятся к категории глубоко умственно от-сталых.
Детей первой группы необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в со-ответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие; учить детей понимать цель действия; формировать у них действия хватания двумя руками, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом перемещающегося предмета.
Кроме того, с этими детьми необходимо проводить физические упражнения, ориентированные на разви-тие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия.
При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражание.
Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств
предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого ре-зультата, поэтому для них характерными оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем
— отказ от выполнения задания.
В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справ-ляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не
могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безраз-личны к результату своей деятельности.
Анализ результатов обследования детей этой группы позволяет говорить о необходимости использова-ния других методов изучения (обследования психоневролога и др.).
Дети понимают цель задания, но с трудом вступают в контакт с новым для них взрослым. Требу-ется использование различных эмоциональных и игровых приемов для того, чтобы эти дети приняли за-дание. Отмечается стремление достигнуть искомого результата. Как
правило, не учитывают свойства и качества предметов, характерны хаотические действия, отказ от дальнейшего выполнения задания. По подражанию многие справляются с заданиями, но самостоятельно выполнить их после обучения не могут, так как не осознают принцип действия. Безразличны к результа-ту. Относятся к категории умственно отсталых с возможностями обучения в условиях спец. ДУ.
Второй группе детей необходимо передать способы усвоения общественного опыта. Первым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка со взрослым на основе, с
одной стороны, эмоционального контакта взрослого с ребенком, а с другой — правильного определения способа постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач. Важно научить детей под-ражать действиям взрослого, понимать, использовать речевую инструкцию и указательный жест, рабо-тать по образцу и по словесной инструкции.
Особое место в коррекционной работе с этими детьми должно занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и физических качеств, на разви-тие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности.
При этом внимание надо уделять совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согла-сованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей рук.
Центральной задачей работы с этой группой детей является формирование ориентировочно-познавательной деятельности, т. е. развитие практического ориентирования на свойства и качества
предметов, целенаправленных проб, практического примеривания, а затем и зрительного соотнесения. Важно помнить, что развитие восприятия идет от способности различать предметы, их
свойства, отношения к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к по-явлению образа-представления.
В дальнейшем коррекционная работа по развитию ориентировочно-познавательной деятельности долж-на быть направлена на формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной дея-тельности: действием, словом и образом.
Одним из основных направлений в работе с этими детьми является развитие речи. Оно проводится в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях, где решаются специфические за-дачи: развитие общения, познавательной и регулирующей функций.
Кроме того, основной коррекционной задачей в работе с этими детьми является формирование игровой деятельности и предпосылок к продуктивным видам деятельности: рисованию, конструированию.
У детей надо вызывать интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровым действиям с ними, развивать умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем — имеете.
Необходимо помнить, что у всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом опреде-ленной ситуации, а также такие качества личности, как взаимопомощь и отзывчивость. Это
возможно только тогда, когда создан положительный микроклимат в дошкольном учреждении и семье ребенка.
Третью группу (24—33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задание, понимают его условие и стремятся к выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обраща-ются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них мо-гут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.
Данные дети нуждаются в уточнении клинического и психолого-педагогического диагноза : здесь могут быть дети с ЗПР, с ОНР, с нарушениями слуха.
При обучении детей третьей группы необходимо изначально уточнить характер первичного нарушения. Но независимо от него у всех детей нужно формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). И особое внимание уделять становлению продуктивных видов деятельности: лепке, аппликации, рисованию,
конструированию. Важным направлением коррекционной работы является формирование у детей пред-ставлений об окружающей действительности, о человеке, его деятельности и взаимодействиях
между людьми. Важно подвести детей к пониманию того, что поведение и деятельность человека зави-сит от природных условий. Во всех случаях с этими детьми проводится коррекционная
работа по развитию речи.