Мясникова Людмила
Стимулирование речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Стимулирование речи детей раннего возраста.
В работе с детьми раннего возраста главным является развитие речи как средство общения, создавать условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику или взрослому; обогащать понимаемый и активный словарь детей за счет общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов. Для этого необходимо заинтересованно и внимательно слушать малышей, много говорить с детьми в течение
Темочки:
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
дня. Говорю на разные темы: когда играем с малышами, строим, рассматриваем книжки, что- то вместе мастерим. Существенную роль играет также общение воспитателя с ребенком во время таких жизненно важных моментов, как кормление, умывание, укладывание спать, одевание. Частая повторяемость этих процессов, разнообразие и обилие предметов, которыми дети сталкиваются в это время, неизбежность и необходимость при этом непосредственного контакта со взрослыми – все это создает благоприятную основу для развития речи.
Ежедневное индивидуальное общение с ребенком эффективнейший прием стимулирования и развития речи. Ежедневно стараюсь с детьми общаться на разные темы. Индивидуально адресованная речь привлекает большое внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. Вопросами и ответами на реплики детей незаметно подсказывается новое слово, строится новое несложное предложение детьми.
На стимулирование детской речи влияют песенки, потешки, прибаутки. Благодаря особой выразительности, образности и юмору они способствуют развитию детской речи, вниманию, мышлению. Их использую и читаю детям в течение дня: во время умывания: «Водичка, водичка умой мое личико…», одевания, укладывания спать: «Люли-люли, люли-люли люленьки, прилетели гуленьки. Сели тихо на кровать, начинали ворковать… Пестушки, прибаутки, потешки ритмичны и эмоциональны, а потому легко запоминаются и с удовольствием воспроизводятся малышом. Наряду с фольклором детям читаю и авторские стихи. Дети любят стихи. Они испытывают несомненное удовольствие, когда им их читаю, поразительной легкостью запоминают их и способны без устали повторять.
С развитием речи детей связано и развитие мелкой моторики рук. Хорошо развитая мелкая моторика – залог более успешного освоения речи. Мелкие движения рук, особенно пальцев, стимулируют кору головного мозга, в том числе речевые отделы. Для развития движения пальцев рук я использую счетные палочки. Из палочек выкладываем различные фигуры, узоры, а также можно и буквы. Настольные игры: «Мозаика», «Лото», «Пазлы» большую помощь оказывают в развитии речи и мелкой моторики рук.
В работе с детьми для развития речи я люблю использовать и пальчиковую гимнастику. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?» и другие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самых рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшить произношение многих звуков. Исходя из доступности содержания, полноты, точности характеристик и опыт детей подобрала загадки. Разгадывание загадок- это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние.
Занятия лепкой, рисованием, аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей. В свободное время мы с детьми рисуем пальчиками, по мокрому листу и т. д. ; лепим разные предметы, фигуры…
Для стимулирования речи детей также использую и игры – инсценировки с игрушками, по знакомым сказкам. Детям очень нравится исполнят роли в сказках, одновременно стимулируется и развивается речь.
И еще один существенный момент. Для речевого развития ребенка важно насколько правильно владеет сам взрослый речью. Правильно - значит:
- избегать слов – паразитов;
- не сюсюкать и не искажать слова;
- не торопится;
- произносит фразу на выдохе;
- делать в конце предложения паузу;
- делать внутри предложения логические ударения, причем именно в тех местах, где они и должны быть.
Таким образом, на стимулирование речи детей раннего возраста влияет общение воспитателя с ребенком в течение дня, чтение детям стихов, сказок, потешек. Кроме того, необходимо, чтобы ребенок получал как можно больше разнообразных впечатлений, знакомился с окружающим миром, а затем рассказывал, что он видел и слышал.