Ольга Саржан
Стили семейного воспитания и их характеристика в психологии
▼ Скачать + Заказать документы
Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — пожнете судьбу.
У. Теккерей
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие ученые. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и др.
Публикация «Стили семейного воспитания и их характеристика в психологии» размещена в разделах
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания : попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.
Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние :
— типы темпераментов родителей, их совместимость;
— традиции семей, в которых воспитывались сами родители;
— научно-педагогическая литература, которую читают родители;
— уровень образования родителей.
Попустительский стиль семейного воспитания
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна — спору нет!»
А. С. Пушкин
Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.
Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими: друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка - вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.
Младшие школьники конформного типа в детской среде часто слывут ябедами, подхалимами, подлизами. Такие учащиеся любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Младшие школьники такого типа не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети такого типа во время урока очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Для таких учащихся нередко не существует запретов и нравственных норм. Уже в младшем школьном возрасте они не настроены на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат — отметка.
Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется — в старшем. В первую очередь, это касается самих родителей, когда ребенок-старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимания на реакцию взрослых. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но невыполнение обещаний.
Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Однако педагоги должны помнить, что если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным. Интересны для педагогов результаты исследований психологов, которые говорят о том, что у учащихся конформного типа при поступлении в школу часто проявляется низкий интеллектуальный показатель, который может улучшиться на последующих ступенях обучения.
Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манера поведения таких учащихся приводит к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным. В ходе психологических консультаций нередко родители говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не проводится, классный руководитель не уделяет внимания коллективу учащихся. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.
Родители, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку. Они стараются все время подчеркивать достоинства своего ребенка, даже к недостаткам относятся с любовью и умилением. Расхожая фраза таких родителей: «Я сам таким был, однако вырос хорошим человеком».
Занимаясь воспитанием таких учащихся, классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание на сотрудничество с родителями. Их необходимо привлекать к общению со сверстниками их ребенка, приглашать на встречи с педагогами, даже если в этом нет острой необходимости, на праздники класса, в походы. Они должны видеть своего ребенка в общении со сверстниками, сравнивать его поведение с поведением других детей. Привлечение таких родителей к участию в работе родительского комитета, попечительского совета позволит им другими глазами посмотреть на своего ребенка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.
Классный руководитель таких учащихся должен:
— сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять ее решение на «потом»;
— обсуждать с учеником конфликтную ситуацию наедине;
— давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе;
— создавать такие ситуации, в которых ученик сможет объективно сравнивать свое поведение и поведение сверстников;
— проводить консультации для таких родителей с привлечением специалистов;
— привлекать родителей к участию в родительских собраниях с целью демонстрации положительного опыта воспитания детей в других семьях.
Состязательный стиль семейного воспитания
При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Такое разностороннее развитие, однако, связано вовсе не с интересами ребенка, а с родительским эгоизмом. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т. д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.
В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако, если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким.
В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок со стороны других людей, и в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.
В результате такого воспитания формируется поисковый социально-психологический тип личности ребенка.
Родители внимательно следят за интеллектуальным развитием своих детей и поисковую деятельность ребенка поощряют похвалой. Дети приучаются демонстрировать свои интеллектуальные достижения и способности. Роль педагога в оказании помощи такой семье состоит в том, что он должен научить родителей таких учащихся видеть сильные и слабые стороны ребенка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно.
Подробнее
hh.ru
Перейти на сайт
favicon
Учащиеся такого типа могут начиная с первого класса учиться только на «отлично». Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, особенно в условиях конкуренции. В любой деятельности их привлекает результат. Такие ученики берутся за любые дела в классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы только их заметили и оценили. По мнению психологов, эти дети могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству или в том случае, если у них что-либо не получается.
В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими ребятами и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость.
Учащиеся этого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера. Уже с раннего детства они могут быть очень дисциплинированными и инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако если семья в совместных усилиях с педагогом поможет таким детям открыть все лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность.
Создавая ученику в детском коллективе условия для проявления его лидерских качеств, классный руководитель должен помочь ему проявлять эти качества без ущерба для коллектива и его самого. Каждая ситуация негативного свойства не должна оставаться без внимания, она должна анализироваться вместе с учеником в доброжелательной и спокойной обстановке. Таким ученикам лучше переживать свои неудачи и ошибки вне обсуждения прилюдно в коллективе. Они достаточно болезненно реагируют на критику в свой адрес, особенно если она исходит от ребят, которые составляют этим учащимся здоровую конкуренцию.
Классный руководитель должен информировать родителей о достижениях ребенка и доброжелательно указывать им на те проблемы, которые требуют незамедлительного решения.
В воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на формирование критического осмысления своих поступков в различных ситуациях.
Особого внимания требует формирование культуры общения с взрослыми’ и сверстниками, развитие умений слушать и слышать не только себя, но и других людей.
Постановка таких учащихся перед выбором между собой и другими людьми, создание ситуаций, требующих от ученика принятия справедливого и единственно верного решения, будут способствовать преодолению вредных привычек, формированию положительных черт характера.
Классный руководитель должен помнить, что этим детям очень свойственно проявление агрессивности. Заниматься ее преодолением необходимо как в начальной, так и в старшей школе. Ни один факт проявления агрессивности со стороны таких учащихся не должен быть оставлен без внимания, и оценку этим фактам должны давать как взрослые, так и дети.
Таких учащихся нужно учить отвечать за нанесенные обиды и понимать значимость прощения.
Во внеурочной деятельности необходимо уделить внимание проведению в классе таких мероприятий, которые будут формировать у школьников умение сопереживать, поддерживать другого человека, помогать ему в трудную минуту. Именно в школе закладывается привычка узнавать о здоровье человека, навестить его, если это необходимо, поддержать кого-то в трудную минуту.
В работе с такими учащимися классный руководитель должен:
— не оставлять без внимания ни одного негативного факта, связанного с поведением таких учащихся;
— знакомить родителей с объективными результатами развития их ребенка, ни в коем случае не приукрашивать и не преувеличивать достижения таких учащихся;
— создавать такие воспитательные ситуации, когда учащиеся должны будут готовить мероприятия внеклассного характера, связанные с достижениями других учащихся;
— учить учащихся объективно оценивать свои успехи и радоваться успехам других детей;
— проводить внеклассные мероприятия высокого нравственного накала, которые будут стимулировать формирование таких качеств характера, как умение сопереживать, сочувствовать, проявлять терпимость, уметь быть добрым и проявлять чувство благодарности к другим людям;
— использовать в своем педагогическом арсенале такие мероприятия, которые будут способствовать преодолению сарказма, иронии, откровенного неприятия другого человека на основе безнравственных принципов.
Рассудительный стиль семейного воспитания
Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.
У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне со взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.
В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально-психологический тип личности.
Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное им, осознать свой проступок. Родители помогают ребенку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.
Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация. Педагоги, работающие с такими детьми, должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно все время быть в деятельности.
Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе и к учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом. Дети быстро привыкают к учащимся, к коллективу. В своей семье они приучены к свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их мнением. Если педагог не учитывает эту особенность, то дети начинают протестовать против авторитарного управления классом на уроках, поэтому часто учителя с авторитарным стилем общения называют таких детей трудными. Необходимы порой титанические усилия классного руководителя, чтобы ребенок решил подобные проблемы.
В организации работы с такими учащимися и родителями классному руководителю необходимо:
— своевременно информировать родителей о трудностях во взаимоотношениях их детей со сверстниками и учителями;
— обращать внимание учителей на систему взаимоотношений и ценностей в таких семьях;
— давать возможность родителям самим анализировать различного рода ситуации, связанные с воспитанием их детей и принимать соответствующие решения;
— демонстрировать педагогам достижениях таких учащихся у различных учителей;
— стимулировать интересы и мнение учащихся, их инициативу.
Предупредительный стиль семейного воспитания
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности.
Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй — особенности характера родителей. В результате того что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.
Такая деятельность родителей может объясняться еще и тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяких проявлений инициативы со стороны ребенка.
С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким надзором, тем самым они считают, что болезни роста и детские кризисные ситуации обойдут его стороной.
Родители делают все возможное и даже невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывали.
Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей.
Педагоги должны знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с теми учителями, которые их поддерживают во всех начинаниях и сочувствуют им. Все самостоятельные действия ребенка вызывают у родителей тревогу и боязнь.
На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо доверяют чужому мнению.
Особое внимание педагог должен обратить на мыслительную деятельность таких учащихся. У них уже в начальной школе наблюдаются проблемы, связанные с учебной деятельностью. Их способ мышления — от предметной деятельности к абстрагированию, а не наоборот. Теоретический анализ вызывает у таких ребят большие затруднения. Они воспринимают учебный материал намного быстрее, если он подается ученику в виде наглядного образа или примера.
В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно.
Однако, если таких детей поддержать в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их поддержал, и верят ему во всем, и могут подчиняться беспрекословно.
Особенностью учащихся инфантильного типа является то, что они практически не мотивированы на учебную деятельность.
Имея хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. В начальной школе с такими детьми достаточно проблем, так как они совершенно не самостоятельны, не хотят делать домашние задания, постоянно отвлекаются на уроках. Очень часто в последнее время можно наблюдать ситуацию, когда родители, теряя терпение, начинают за своих детей делать уроки, вплоть до письма. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании, так как они склонны к получению сиюминутных удовольствий. Отдаленные результаты этих детей не привлекают, им нужен результат немедленно.
Учащиеся инфантильного типа прагматичны. Если они предполагают какую-то выгоду, то обязательно выполнят любое дело хорошо и в срок. Дети адекватно оценивают свои способности, но, если их что-то очень заинтересует, будут этим заниматься с удовольствием и кропотливо.
В детском коллективе эти дети на лидерство не претендуют. Они следу ют либо за лидером, либо за большинством. Таким ребятам практически не свойственна самокритичность, они любят во всех своих неудачах обвинять других людей. Очень часто такие дети безразлично относятся к критике. В классных коллективах они ведут себя достаточно спокойно, если же нарушают дисциплину, то просто за компанию.
Главными отличительными чертами этих детей являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают тогда, когда им предлагается интересная и необычная деятельность.
Классный руководитель таких учащихся должен серьезно работать с семьей, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребенка. Родителям нужны индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребенком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является активный обмен мнениями по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса. Хорошим подспорьем в работе классного руководителя может стать проведение тематических консультаций, на которые приглашаются специалисты по заявленной проблеме.
Классному руководителю необходимо:
— внимательно изучить семейную ситуацию в таких семьях;
— поручать таким учащимся выполнение заданий, которые требуют от них проявления инициативы и самостоятельности;
— поддерживать любое их начинание положительного свойства;
— проводить консилиумы в классе, которые позволят увидеть реальное положение таких учащихся в детском коллективе;
— привлекать таких учащихся в работе творческих групп различной направленности;
— вовремя и объективно оценивать проявления мотивированного нравственного поведения.
Контролирующий стиль семейного воспитания
В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:
1. Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов, и они жестко обращаются с ним.
2. Ребенок длительное время находится без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей. Все это может привести к тому, что ребенок замкнется, станет злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им эмоции и чувства.
3. Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою семью.
4. Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.
В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения.
Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестокие, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.
Такие дети хорошо знают свои слабые стороны, они совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Такие родители часто говорят: «яйцо курицу не учит».