Оксана Захаренко
Стендовый доклад «Предметно-развивающая среда как средство развития экологической культуры дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Захаренко Оксана Александровна
воспитатель
МКДОУ Конёвский детский сад
Краснозёрского района
Новосибирской области
Предметно-развивающая среда как средство развития экологической культуры дошкольника
Большим обогащающим фактором детского развития - социокультурное окружение и его предметная среда. В современном обществе педагогический процесс в ДОУ требует особое внимание и перемены, происходящие в обществе, диктуют новые пути создания в детском саду условия для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Сегодня мы особо остро ощущаем проблемы экологического воспитания и образования всего населения страны. А начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного детства, так как именно в дошкольном возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально,обращая внимание на такие особенности, которые взрослый не заметит. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Одним из важнейших условий решения задач экологического воспитания является организация развивающей среды. Предметная среда окружает ребёнка и оказывает на него определённое влияние уже с первых минут его жизни. Она может быть монотонной, однообразной,бедной,стандартной,но она может быть и другой – насыщенной, неординарной, разнообразной и меняющей. Свою работу я начала с того, что в основе поставленных целей и задач определила адекватные возрасту виды детской деятельности:
Публикация «Стендовый доклад „Предметно-развивающая среда как средство развития экологической культуры дошкольника“» размещена в разделах
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята-дошколята. Экологические стенды и уголки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
-экспериментирование,
-проектирование, -наблюдение,
-экскурсии и целевые прогулки-походы,
-интегрированная образовательная деятельность,
-самостоятельная деятельность ребёнка в специально созданных условиях,
-дискуссии, беседы, решение проблемных ситуаций,
-коллекционирование через создание мини-музеев,
-КВН, викторины, различные формы развлечений и праздников. На основе данных видов деятельности при активном использовании окружающего природного разнообразия и начала создавать развивающую предметную среду. При взаимодействии с коллегами и родителями оформила в группе экологический центр, разделё нный на несколько зон : мини-лаборатория, мини-музей, уголок познавательной деятельности, уголок времён года и живой уголок. В лаборатории дети превращаются в учёных, которые проводят эксперименты и наблюдения, а мини-музее с удовольствием знакомятся с экспонатами. Музей играет важную роль как элемент познавательно - развивающей среды и сотрудничества детского сада с семьёй. В уголке познавательной деятельности собраны книги о природе, экологические игры, модели и др. Живой уголок -излюбленное место детей, где они с большим удовольствием ухаживают за рыбками и попугаем. Уголок времени года отражает характерные признаки сезона. Имеется уголок комнатных растений. Детям нравится ухаживать за комнатными растениями : они их поливают, опрыскивают, моют листья, рыхлят землю, наблюдают за их ростом и фиксируют в дневник наблюдения. В паспорте каждого растения значится не только его названия, но и изложены особенности ухода за ним. На территории детского сада мы создали с детьми зону растений, с помощью родителей посадили деревья и кустарники. Дети с интересом ухаживают за ними и следят за их ростом и появлением первых ягод. А уж какую радость доставляют ребятам поспевшие смородина и ранет- не описать словами! Считаю, что именно выращивание и систематический уход за растениями даёт ребёнку запас знаний и умений, на основе которого у него и будет сформированы прочные экологические знания. Для наблюдения за ростом овощных растений мы в зимний период создаём вместе с детьми на окне мини-огород. А затем весной высаживаем рассаду на огород участка детского сада. Ребята с увлечением выращивают лук,укроп, петрушку, а также рассаду для огурцов и помидоров. У каждого нашего растения есть паспорт, а данные о росте и развитии растения мы фиксируем в календаре посадок. Проводим и экспериментальную деятельность - сравниваем скорость роста лука в разных видах почвы, при поливе и без полива. Кроме того имеется у нас в группе и зона коллекций, в которую входят: «Полезные ископаемые», «Коллекция тканей», «Коллекция камней» .В зоне дидактических игр дети могут самостоятельно закрепить знания о природе. Игры здесь распределены по темам : «Живая природа «, «Неживая природа». А в холле, примыкающем к нашей группе,оформила фотовыставку «Прикоснись к природе сердцем». Всё это вместе и помогает формировать у дошкольников основы экологической культуры. У детей заметно меняется отношение к природе -они не рвут цветов,не причиняют вреда деревьям, не пугают птиц, а помогают им. И мы очень надеемся,что наши воспитанники, придя в школу, не утратят и не растеряют то, что им с большой любовью привили в детском саду. Продолжая работу в избранном направлении,я не останавливаюсь на достигнутом, а осуществляю поиск новых форм создания условий для экологического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС