Екатерина Крапивкина
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой Черепановского района
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства.
Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве, оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой Черепановского района» размещена в разделах
- Старшая группа
- Черепаха. Все про черепашек для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса.
В связи с этим, перед нами стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
В процессе ознакомления детей с природой родного края осуществляется нравственное, физическое, трудовое, умственное, эстетическое воспитание. В нравственном становлении ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Овладение простейшими навыками и приемами выращивания растений и ухода за животными, полученная радость от процесса и результата совместного труда способствуют трудовому воспитанию. Полученные знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы становятся основой умственного воспитания детей. У них развиваются познавательные способности, логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, любознательность. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.
При ознакомлении детей с природой основное внимание нами уделялось ознакомлению детей с природой Черепановского района. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему. Этой природой надо проникнуться с юных лет, тогда она раскроет свою красоту в разноцветье.
Изучая природоведческую литературу, я открыла много интересного и ранее неизвестного для себя.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с Черепановским районом, нами были определены следующие цели:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе;
- знакомить с лекарственными растениями Черепановского района;
- знакомить с «Красной книгой» Черепановского района (растения и животные).
В процессе работы мы продумали формы и методы знакомства детей с природой родного района. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация видеофильма, практические (игра, труд, опыты, словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Несомненно, следует использовать все методы и приемы, но наиболее эффективным, доступным и интересным методом является наблюдение за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.
В нашем детском саду есть экологическая тропа, на которой находятся разные виды деревьев и кустарников, которые произрастают в нашей местности. И первые знакомства с растительным миром происходят на территории ДОУ.
Со старшими детьми мы совершаем пешие прогулки по посёлку и знакомим детей с природой более конкретнее, на личном опыте.
Испокон веков люди расселялись в основном возле рек и водоемов, и наш поселок не исключение, первые дома были построены на берегу реки Еловка, мы с детьми ходили на экскурсию к первым домам поселения. Прогуливаясь по берегу реки и любуясь природой, мы увидели большой тополь. Его ствол был повреждён, а на земле лежали стружки от тополя, это бобры решили свалить дерево. Дети с интересом рассматривали погрызенный ствол и удивлялись какие же у бобров зубы, что он может так грызть дерево. Конечно очень жаль, что нам не удалось увидеть бобра.
Но теперь дети знают, что бобры живут не только в Инском заказнике, но и у нас на речке Еловке. Ребята помнят, что бобры занесены в Красную книгу, что их надо беречь и охранять.
В нашем детском саду есть традиция, старших дошкольников возить на экскурсию в Краеведческий музей, который находится в городе Черепаново.
И мы с детьми ездили на экскурсию в музей.
В нашем районе люди при строительстве и при разработке угольных шахт находили кости мамонтов. Экскурсовод рассказала детям о ледниковом периоде давних времен. Дети с интересом рассматривали огромные кости.
Ребятам разрешили потрогать кости и даже дали возможность самим раскопать кости, побывать в роли археологов. С каким интересом и осторожностью дети работали кисточками, раскапывая фрагменты костей, дети хвалились, показывая какую кость отыскали. Экскурсовод познакомила детей с животным миром и миром птиц, обитающих в Черепановском районе. Дети с интересом слушали и рассматривали экспонаты животных и птиц. С увлечением включались в беседу с экскурсоводом. Некоторые экспонаты животных детям даже дали потрогать, с каким интересом все рассматривали и с удовольствием трогали этих животных. Также нас
экскурсовод познакомила с миром грибов, дети называли, какие они знают, рассказывали, как они с родителями ходили в лес за грибами.
Затем нас познакомили с миром рыб, которые есть в водоемах Черепановского района. Дети рассказывали, как они с родителями были на рыбалке, и каких рыб удалось им поймать.
При организации работы с родителями мы использовали различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать, индивидуальные беседы. Советуем родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать объекты живой и неживой природы, читать познавательную литературу.
Очень заинтересовало родителей выступление на родительском собрании о ядовитых растениях и животных нашей местности. Многие и не знали, что такие растения как пижма, полынь, ландыш, лютики, чистотел, молочай считаются ядовитыми и очень опасны особенно для детей. Опасны также различные насекомые, гусеницы, пауки, нельзя брать в руки незнакомых жуков, разорять гнезда ос, шершней, шмелей.
Родители должны предостеречь своих детей от опасности в природе, а для этого им надо владеть необходимой информацией. Родители принимали активное участие в акциях, вечерах-развлечениях, в походах и экскурсиях. Всем понравился праздник любителей природы, в котором приняли участие и взрослые, и дети. Мы говорили о нашей земле, о том, какая она красивая и зеленая, как много животных и растений на ней живет.
В дальнейшем планируем продолжать свою работу в следующих направлениях:
- продолжить знакомить детей с растениями и животными Новосибирской области, в том числе и с редкими;
- продолжать сотрудничество с краеведческим музеем;
- расширять словарный запас детей, закреплять имеющиеся знания с помощью дидактических игр, чтения художественной литературы;
- пополнять свои наработки новыми материалами и новой литературой.
В результате проделанной работы мы отметили, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями. Диагностирование показало, что у детей сформировался определенный запас знаний о растениях и животных, расшилось представление о труде людей, о профессиях, о значении охраны природы. Дети стали любознательнее и наблюдательнее, у них возрос интерес к природе, к Району, родному городу и посёлку. Изменилось поведение детей. Они стали более бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Последовательнее и интереснее стали рассказы детей о животных, растениях, природных явлениях родного края,
расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение. В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.
Опыт показал, как важно самой быть заинтересованной, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников. Надеюсь и в дальнейшем вести детей в мир природы, удивительный и прекрасный.