Алёна Нестерова
STЕM-технологии «Математическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго времени суток, уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию сообщение на тему: «STЕM-технологии «Математическое развитие» при формировании представлений о геометрических формах в ходе режимных моментов» : в нашей группе было проведено родительское собрание в формате круглого стола, где я продемонстрировала некоторые игры и несколько конструкторов по «STЕM-технологии» которые влияют на развитие математические способности детей.
Публикация «STЕM-технологии „Математическое развитие“» размещена в разделах
Во время рассматривания иллюстраций, наблюдений в природе за бабочками (в результате чего дети знакомятся с понятием «симметрия», шишками – у детей формируется представление о такой геометрической фигуре, как овал, цветы – круг, ёлка - треугольник и др. На данном этапе у детей формируются представления о геометрических формах через объекты природы, в результате данного вида деятельности осуществляется интеграция естественных наук и математики.
В самостоятельной деятельности дети из объёмных геометрических фигур (различных по форме, цвету, размеру) создают модель бабочки. В данном виде деятельности дети использовали знания для конструирования, полученные в ходе рассматривания иллюстраций и наблюдений, выкладывая детали в определённой последовательности и в соответствии с пропорциями частей тела бабочки. На данном этапе мы реализовали включение в интеграцию компонентов STЕM-технологии «engineering» (инженерия).
После завершения моделирования в совместной деятельности использовали технологию измерения выбранной условной единицей для измерения модели бабочки. Таким образом, на данном этапе присоединяется ещё один компонент STЕM-технологии - «technology» (технология).
Таким образом, для изучения данного раздела была реализована интеграция всех компонентов направления STЕM-образования для развития математических способностей, что позволило целостно со всех сторон изучить выбранный объект, и способствовало развитию знаний о геометрических формах на каждом этапе выполняемых действий.
Формирование навыков классификации у детей начинали реализовывать через объекты окружающего мира.
Например, с рассматривания овощей и фруктов. Детям предлагалось взять каждый из предлагаемых объектов в руки и рассмотреть его, здесь же закрепляли понятия уже знакомых геометрических форм.
После чего предлагали детям выполнить действия, в ходе которых формируются навыки классификации:
-«Разложи овощи и фрукты отдельно»
-«Разложи овощи и фрукты по цвету» (красные на красную салфетку, зелёные на зелёную и т. д.)
-«Разложи по размеру» (маленькие в маленькую корзину, большие – в большую)
-«Разложи по форме» (здесь интересно, что один и тот же овощ, например, свекла или картофель, может оказаться в группе круглых овощей и в группе овальных).
Закрепляли полученные навыки в продуктивной деятельности, используя коллективную аппликацию: на ватмане зафиксированы заготовленные две вазы. Детям необходимо разложить и приклеить овощи в круглую вазу и фрукты – в овальную.
Во время сюжетно-ролевой игры: «Кондитер» мы используем алгоритм-схемы «Технология приготовления пирожного», «Технология консервирования овощей (или фруктов)».
К формированию навыков классификации у детей подходили системно, рассматривая данный вопрос по принципу STЕM-технологии, что дало хороший результат и способствовало активизации познавательного интереса у детей. Использование математического модуля помогло сформировать аналитико-синтетических способностей у дошкольников.
Формирование представлений о числах первого десятка, как о существенных признаках явлений и объектов окружающего мира реализовали в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах. Например, число лепестков у сирени именно 4, у незабудки 5, у лилии 6, четвероногие животные, у радуги 7 цветов, восьминогие насекомые и т. д. Цветы, насекомые, радуга – это объекты окружающего мира, например, количество лепестков — это существенный признак цветка данного вида. В ходе образовательной деятельности детям предлагались объекты окружающего мира, из которых им необходимо самостоятельно выбрать тот, который соответствует изучаемой цифре по одному из своих признаков. Данный методический приём способствовал развитию познавательного интереса детей к окружающему миру и способствовал успешному формированию представлений о числах первого десятка.
Так же использовался приём создания с детьми числового фриза – последовательность из 9 расположенных по порядку возрастания чисел, выполненных различными способами и из различного материала.
Все виды детской деятельности способствовали формированию умения счета в пределах 10, развитию пространственных отношений, способствовали развитию интереса к познанию простейших зависимостей между объектами.
На следующем этапе реализовывался один из методов интеграции искусства и математики, которым является геометрия в архитектуре. В предварительной работе был проведён цикл бесед об архитекторах, которые обращаются только к прямым или только к кривым линиям. Реализуя данную интеграцию, детям были продемонстрированы необычные архитектурные сооружения в презентационной форме. После чего детям предлагается стать архитекторами, используя различные виды конструктора соорудить собственное архитектурное строение.
В ходе досуговой деятельности были активизированы освоенные детьми математические знания и умения, полученные на этапе формирования представлений о числах первого десятка. Так же мы использовали включение математического содержания в продуктивную деятельность.
Здесь невероятное количество способов реализации данной интеграции. Одним из видов такой интеграции является использование фотоколлажей по темам: «Формы», «Объём», «Линии» и др. Детям предлагается выполнение цифр из мозаики, выкладывание из камней, ракушек и др. природного материала; лепка цифр из пластилина. Материалы способствуют обогащению активного словаря, развитию связной речи, стимулирует речь дошкольников такими приемами как: повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение.
Таким образом, можно отметить, что модуль «Математическое развитие» используется во всех областях и помогает раскрепостить каждого ребенка и при умелом руководстве педагога всегда позволяет создать ребенку ситуацию успеха.
Список литературы: С. А. Аверин, Н. С. Муродходжаева