Светлана Ишмуратова
Стажировочная площадка на тему «Педагогическая компетентность воспитателя ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.
Задачи:
Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.
Повлиять на профессиональное становление педагога.
Определить составляющие профессиональной компетентности и перечень основных профессиональных компетенций для педагога нашего ДОУ.
План стажировочной площадки
1. Игра «Качества»
Ответственные: заведующий ДОУ
Публикация «Стажировочная площадка на тему „Педагогическая компетентность воспитателя ДОУ“» размещена в разделах
2. О профессиональной компетентности педагогических работников.
Выступление: заведующий МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок» Г. Л. Колотовой.
3. Интеллектуальная игра «Ты мне я тебе»
Провела: старший воспитатель МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок» С. В. Ишмуратова.
4. Деловая игра
Провела: старший воспитатель МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок» С. В. Ишмуратова.
5. Педагогические ситуации.
Провела: методист ИМЦ Т. Н. Черданцева
Ход стажировочной площадки
1. Игра «Качества»
Каждому из педагогов необходимо выбрать одно качество, которое в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке. Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.
У нескольких педагогов спросить : «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?»
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.
2. Консультация для педагогов «Формирование профессиональной компетентности педагога»
Компетенция – комплекс продуктивно приобретенных знаний, умений и навыков, личностных качеств и опыта практической деятельности в профессиональной области.
Компетентность – способность применить компетенцию в произвольной внешней ситуации в профессиональной сфере.
Цель – достижение интегрированного результата – компетентности – через приобретение компетенций.
Компетентность специалиста – способность адаптироваться к произвольным профессиональным условиям и изменениям на профессиональном рынке труда.
Компетентностный подход
ЗАДАЧА: Обеспечивает нацеленность критериально-оценочного инструментария на определение профессиональной компетентности педагогических работников наиболее оптимальным образом.
Целесообразное использование положений компетентностного подхода позволяет выявить критерии и уровни качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также разработать оптимальную содержательно-методическую стратегию дальнейшего развития их профессиональной компетентности.
Составляющие компетентности педагогического работника
профессиональная компетентность
информационная компетентность
коммуникативная компетентность
правовая компетентность
Профессиональная компетентность :
качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью, психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми, осуществление оценочно-ценностной рефлексии
Информационная компетентность :
качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Коммуникативная компетентность :
качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Правовая компетентность :
качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Модель компетентностного педагога (П. И. Третьяков)
1 Самообразовательные, исследовательские компетенции :
- нахождение необходимой образовательной информации;
- постановка целей, планирование, организация процесса своего образования.
2 Организационно-коммуникативные компетенции :
- организация собственной деятельности, связанной с решением каких-либо задач;
- эффективное распределение своего времени и времени участников ОП;
- использование косвенного влияния на участников ОП (примеры поступков из худож. литературы, из жизни и тд.) ;
- стимулирование к развитию.
3 Конструктивно-проектировочные компетенции :
-коллективная рефлексия (обсуждения)
4 Социально-личностные компетенции :
- умение самовыражать себя и свои личностные качества.
5 Адаптивные компетенции :
- использование новой информации для обновления деятельности.
Т. О. : Компетенция – способность учиться на всем протяжении жизни (личностные и профессиональные).
3. Интеллектуальная игра «Ты мне, я тебе»
Цель: Активировать форму повышения квалификации педагогов. В игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогических работников и общую культуру воспитателей ДОУ.
Каждая микрогруппа выбирает и задает выбранный вопрос по очереди, время на обдумывание 30сек. Отвечает один участник от всей команды.
Здесь анализируются и проверяются знания педагогов основных законодательных документов в области дошкольного образования (сюда входит знания санитарно – эпидемиологических требований, знание содержания нормативных документов в области образования) .
1 БЛОК «Знания санитарно-эпидемиологических требований»
Вопросы.
1. Как определяется наполняемость в группах раннего возраста (от 1 года до 3 лет)
2. Как определяется наполняемость групп дошкольного возраста (для детей 3-7 лет)
3. Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (не менее 4-4, 5 ч.)
5. Какова общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста? (12-12, 5 ч. из которых 2.0 – 2.5ч. отводится на дневной сон) .
6. Как организуется дневной сон для детей от 1, 5 до 3 лет? (однократно, продолжительностью не менее 3 часов) .
8. Какова норма проведения занятий в неделю для детей от 1, 5-3 лет и какова продолжительность? ( не более 10 занятий в неделю: продолжительностью не более 8-10 мин.)
9. Каково максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в старшей и подготовительной группах? (не более 3х) .
10. Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (не более 20 минут)
11. Какова продолжительность занятий для детей 7-го года жизни? (не более 30 мин.)
2 БЛОК «Основные нормативные документы в области образования»
Вопросы
1. Кто не допускается к педагогической деятельности согласно нормам Трудового кодекса РФ? (лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям)
2. Какова продолжительность рабочего времени педагогических работников, установленная ст. 333 труд. кодекса РФ (не более 36 часов в неделю, в зависимости от должности и специальности, с учетом особенностей их труда продолжительности рабочего времени определяется Правительством РФ) .
4. Деловая игра
Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.
Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.
Оборудование: ватман, маркеры, фломастеры.
Этап «Мозговой штурм»
Записываются в течение 5 минут наиболее значимые и важных качества, составляющие профессиональную компетентность. Записываются на первой половине (слева) ватмана.
Коррекционный этап
Команды меняются работами и на второй половине (справа) ватмана дописывают не встречающиеся у другой команды качества профессиональной компетентности. Время работы – 3 минуты.
Демонстрационный этап.
Один участник команды оглашает список варианты качеств профессиональной компетентности (соперники либо соглашаются, либо не соглашаются с вариантами ответов, аналогично выполняется защита доработанных качеств компетентности соперниками.
5. Педагогические ситуации
Команды лист с обратной стороны написана педагогическая ситуация, командой обсуждают в течение 1 минуты и один из участников отвечает.
Решения
1. Считать повышение профессиональной компетентности педагогов необходимым условием развития нашего ДОУ. Срок: постоянно. Ответственные: все педагоги.