Ольга Пиняйкина
Консультация для воспитателей «Речевая агрессия у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультативная беседа для воспитателей на тему : " Речевая агрессия у детей ".
1. Объект беседы: речевая агрессия.
2. Тема беседы: " Речевая агрессия у детей ".
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевая агрессия у детей“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
3. Цель беседы: информирование воспитателей о причинах, последствиях агрессивного поведениядошкольников, и его влияния на взаимодействие с окружающими людьми,а также обсуждение возможных путей преодоления отклоняющегося поведения.
4. Задачи беседы:
1) Провести теоритический анализ научно-методической литературы по иследуемой проблеме.
2) Изучить особенности проявления агрессивности дошкольников в ходе их взаимодействия со сверстниками.
3) Выбрать методы и методики для выявления агрессии у старших дошкольников.
4) Дать рекомендации воспитателям и родителям, подобрать комплекс игр и упражнений по воспитанию детей с проявлениями агрессивности.
5. План беседы:
1. Что такое речевая агрессия?
2. Каковы проявления речевой агрессии у дошкольников?
3. Причины возникновения речевой агрессии у детей.
4. Способы устранения речевой агрессии у дошкольников.
6. Содержание беседы:
Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Выделяют следующие виды агрессии :
1. Физическая – нападение, использование физической силы против другого лица или объекта.
2. Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань) .
3. Прямая – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта.
4. Косвенная – действия, которые окольными путями направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.) и действия, характеризующиеся ненаправленностью, неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, битье кулаками по столу и т. п.) .
5. Аутоагрессия – проявляется в самообвинении самоуничтожении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самого убийства.
Проявления агрессивности различны : от прямого физического действия оппонента до словесных замечаний, оскорблений.
2. Особенности проявления детской и подростковой агрессивности
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников:
1. Семейные взаимоотношения;
2. Взаимодействие со сверстниками,
3. Воздействие средств массовой информации.
Большинство исследователей отмечают роль семьи в формировании агрессивных форм поведения.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости, гнева, сопровождается криком, кусанием, драчливостью. В раннем возрасте такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. Многие авторы подчеркивают, что такие поведенческие реакции агрессивными можно назвать весьма условно, т. к. у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим.
Уже на втором году жизни ситуация несколько меняется. В этот период резко возрастает активность ребенка. На первый план выдвигаются конфликтные ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. В этот период, как отмечают исследователи, более чем в 5 раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, а вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Т. о. можно сказать, что агрессия, проявляемая в этом возрасте, носит прямой и непосредственный характер.
В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявление агрессивности будет зависеть от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения.
С возрастом ребенка реакция родителей на проявление его агрессивности меняется. Если раньше родители реагировали лаской отвлечением внимания, попытками свести все дело к шутке, то в дальнейшем они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий.
Выделяют 2 наиболее частые причины агрессии у детей :
1 – это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения, чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.
2 – это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.
Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи.
• Частичное согласие. В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»
• Привлечение «союзников». Это ссылка на авторитетное для ребенка лицо. Например: «Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое!», «Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится».
• Апелляция к жалости. Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).
• Соблюдение ритуалов в случае негативного высказывания. Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть» и тому подобное.
7. Источник темы беседы: обусловлена запросом детского психолога и воспитателя.
8. Используемая литература:
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия –СПб. : Питер, 1998.-336с.
2. Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? - М. : Профиздат, 1992.-96с.
3. Еникеев М. И., Кочетов Я. Л. Общая социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. -М. : Юридическая литература, 1997.-448с.
4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) . : Учебное пособие. -М. : Издательство РОУ, 1996.-180с.
5. Раттер М. Помощь трудным детям /Пер. с англ. - М. : Прогресс, 1987.-421с.
6. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. - М. : Флинта, 1998.-96с.
Приложение
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по предупреждению детской агрессивности
1. Постарайтесь сохранить в семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребенку несбыточные обещания, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями, друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребенок – воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Для преодоления детской агрессивности в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.