Зубова Яна Владимировна
Значение сказки в развитии субъектности и индивидуальности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение сказки в развитии субъектности и индивидуальности дошкольника»
Value tales in the development of subjectivity and personality of the preschool child.
Зубова Яна Владимировна
Yana Vladimirovna Zubova
МКДОУ «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик»
MKDOU "kindergarten of the city of Fatezh "the Golden key»
Аннотация.
Annotation.
Данная статья посвящена «Проблемному полю развития индивидуальности и субъектности дошкольника в мире традиционной культуры».
Публикация «Значение сказки в развитии субъектности и индивидуальности дошкольника» размещена в разделах
Актуальность данной статьи в том, что за последние двадцать лет в нашей стране значительно изменились приоритеты жизненных ценностей. К сожалению, прекрасная традиция, чтение сказок на ночь, в наше время вытесняется миром разнообразных гаджетов, телевидения и интернета.
This article focuses on the "Problem field of development of individuality and subjectivity preschooler in the world of traditional culture".
The relevance of this article is that over the last twenty years in our country has significantly changed the priorities of life values. Unfortunately, a great tradition, reading bedtime stories, in our time, is supplanted by a world of gadgets, television and the Internet.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры" [3].
Субъектом может быть тот, кто постоянно находится в отношениях субъектности с другими людьми. Если родители и педагоги относятся к ребенку как к объекту воспитания, у него очень мало шансов обрести субъектность. Свое человеческое достоинство, свою человеческую сущность ребенок обретает тогда, когда он любим. Не имея еще ни жизненного опыта, ни развитого характера, не неся в себе возможности удовлетворения прагматических интересов взрослого, являясь, с точки зрения прагматики, обузой, "кусочком плоти", за которым нужно ухаживать, на который нужно тратить время и т. д., не признаваемый самостоятельной полноценной личностью, ребенок имеет только одну возможность обнаружить в себе человека: он видит себя человеком в зеркале любви со стороны близких взрослых. Если он любим, значит, он человек. Именно любовью познается другой человек, в том числе, ребенок, любовью, как лучом, высвечивается в другом его истинная индивидуальность, его действительные возможности, его настоящее "Я", и, соответственно, появляется возможность действительной помощи ребенку в его развитии и решении его проблем. [1] Ребенку необходимо существовать в пространстве такой деятельности, в которой возможна самоактуализация, которая востребует от него способность к принятию решений и позволяет нести ответственность за свои действия. Важным признаком этой деятельности является также то, что ее предметом являются ценности, сфера духовного, а значит, эта деятельность актуализирует возможность поступка. Для дошкольников таким средством является сказка, которая представляет собой феномен культуры, ведет свое происхождение из архаического мифа, и как преобразованная форма мифа содержит в себе инструментарий детского мышления. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика.
В ней, во-первых, представлены ценности и социокультурные образцы, а также архетипы культуры народа. Во-вторых, в силу того, что сказка гомологична по своей структуре сюжетно-ролевой игре дошкольника, она является эффективным средством развития деятельности ребенка. Наконец, в сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картины мира. [2]. Г. Подпорина считает, что "сказка – это инновационный, универсальный инструмент, позволяющий сформировать не только духовно-развитую личность, обладающую эстетической культурой, а личность, социально адаптированную, психологически устойчивую, обладающую упорядоченной системой ценностей, имеющую в своем сознании четкую картину мира, обладающую внутренней и внешней гармонией".
Оказавшись же вне вектора культуры, духовности, не обретя или утратив социокультурные образцы, ребенок (человек) осуществляет свой путь «впотьмах» или безвыборно. То же самое происходит также в том случае, если рядом с ребенком находится взрослый, осуществляющий образование в стратегиях "стань таким, как я хочу" или "будь, как я", замыкающий ребенка «на себя».
За последние двадцать лет в нашей стране значительно изменились приоритеты жизненных ценностей. К сожалению, прекрасная традиция, чтение сказок на ночь, в наше время вытесняется миром разнообразных гаджетов, телевидения и интернета. Так, почти половина детей, говорят, что им гораздо интереснее посмотреть телевизор или же поиграть в игру. Впрочем, родители тоже не проявляют настойчивости – они говорят, что на сказки на ночь у них просто нет времени, а еще, потому что выматываясь за день на работе, они возвращаются домой в стрессовой состоянии, потому о прочтении ребенку сказки не может быть и речи. Отсюда отдельное молодое родительское поколение стремится развивать в своих малышах "бойцовские" качества характера, "забывая" прививать доброту, взаимовыручку, заботу. Бесконтрольное увлечение "странными" играми воспитывает в детских неокрепших душах агрессию, вседозволенность, эгоизм. К 5-6 годам родители замечают свои проблемы в воспитании и начинают бегать со своими чадами по психологам. Большой процент детей испытывает трудности в общении. Это возраст от 5 до 11-12 лет. Эти дети замкнуты и общение сводится к однозначным ответам. Родители чаще говорят о том, что времени заниматься детьми остается все меньше и меньше. Стремление к материальному обеспечению сводит к минимуму общение, собственно, с детьми. [4]
Список использованной литературы:
1. Большунов, А. Я. Интеллектуальное развитие и обучение детей дошкольного возраста / А. Я. Большунов, Н. Я. Большунова // Развитие личности в современном образовательном пространстве : сб. ст. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2001. – С. 3–17.
2. Большунова, Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании / Н. Я. Большунова // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 39–43.
3.. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Издательский центр "Академия", 1998.
4. Интернет ресурс