Елена Соловьева
Значение духовно-нравственного воспитания в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Значение духовно-нравственного воспитания
Соловьева Е. Н.
ГБДОУ д/с № 32 г.
Санкт-Петербург, Колпинский район
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Публикация «Значение духовно-нравственного воспитания в развитии дошкольников» размещена в разделах
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 сентября 2013года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в направлении познавательного развития предполагает развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Привязанность к детскому саду, родной улице, семье, посёлку - есть основа того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство - чувство любви к своему Отечеству.
Цель духовно-нравственного воспитания - заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с малой Родиной.
В ходе этого решаются следующие задачи:
- формировать у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города (посёлка);
- формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края;
- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
- приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;
- совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
- формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Для этого в работе используются различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ.
Использование разнообразных форм работы: беседы, чтение, экскурсии, изобразительная деятельность, рассматривание атрибутов, все это способствует повышению интереса детей к истории родного края, развитию познавательной активности, любознательности, внимания.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе необходимо в первую очередь обращаться к игре. Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры дают возможность знакомить детей с материалом и закреплять его. Говоря на эту тему, нельзя не сказать о значении художественной литературы и театрализации.
Работу по духовно-нравственному воспитанию начинаем во второй младшей группе, когда дети знакомятся с самым близким окружением – д/ с: это посещение медицинского кабинета, прачечной, кухни.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей.
Одно из слагаемых духовно-нравственного воспитания – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Прогулки за территорию д/с позволяют расширять работу по экологическому воспитанию, учат чувствовать красоту родной земли, беречь природу малой Родины.
Проведение экскурсий расширяет социализацию детей, благотворно влияет на формирование у детей нравственных качеств. Дети расширяют представление о профессиях людей, работающих в нашем посёлке, учатся уважать чужой труд. У детей формируется чувство гордости за свою малую Родину, желание приносить пользу.
Большое значение в решении этой проблемы оказывает музейная педагогика. Средствами музейной педагогики через предметы, экспонаты, выставки, экспозиции можно показать уникальную историю своей малой Родины. Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним: осознание ребёнком понятий «прошлое», «настоящее», «время»; ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков; приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам.
Ещё древние мыслители, размышляя о значении культуры в духовно- нравственном развитии детей, считали, что только через освоение культуры лежит путь к нравственности. В работе эффективно использовать взаимодействие с учреждениями города (посёлка) : выставки, концертные залы, библиотеки, школы искусств и т. д.
Нельзя не сказать о формировании гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с подвигами защитников Родины в годы ВОВ, детей блокадного Ленинграда. Большое значение оказывают участие в возложении цветов к памятникам 9 мая, участие в концертах для ветеранов, изготовление подарков для них.
Ещё одно из слагаемых духовно-нравственного воспитания – воспитание любви, уважения к людям, умение взаимодействовать с людьми разного возраста. Нужно сказать о роли совместных межгрупповых проектах. Они помогают детям в освоении способов взаимодействия с детьми разного возраста в повседневном общении, способствуют развитию умения проявлять заботу, внимание к малышам, развивают ответственность. Встречи с бывшими выпускниками способствуют формированию навыков общения с детьми школьного возраста.
Также способствует развитию маленького человека труд, который поддерживает ребёнка, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Дети с удовольствием трудятся в группе и на участках детского сада. Воспитывать правильное отношение к труду – это значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни.
Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием : будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Поэтому проводится всесторонняя работа по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Еще одним немаловажным условием является создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды - создание уголка «Моя Родина». В нем представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, экологией, его достопримечательностями, историей и культурой.
Хочется отметить - духовно-нравственное воспитание, приобретение знаний и представлений о родном крае – это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога, детей и родителей, использование разнообразных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольной образовательной организации вбирает в себя большое количество форм, методов и приемов работы.
Духовно-нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.