Папки-передвижки

Значение духовно-нравственного воспитания в развитии дошкольников

Елена Соловьева
Значение духовно-нравственного воспитания в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Значение духовно-нравственного воспитания

в развитии дошкольников»

Соловьева Е. Н.

ГБДОУ д/с № 32 г.

Санкт-Петербург, Колпинский район

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Темочки:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 сентября 2013года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в направлении познавательного развития предполагает развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Привязанность к детскому саду, родной улице, семье, посёлку - есть основа того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство - чувство любви к своему Отечеству.

Цель духовно-нравственного воспитания - заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с малой Родиной.

В ходе этого решаются следующие задачи:

- формировать у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города (посёлка);

- формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края;

- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

- приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;

- совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;

- формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

Для этого в работе используются различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ.

Использование разнообразных форм работы: беседы, чтение, экскурсии, изобразительная деятельность, рассматривание атрибутов, все это способствует повышению интереса детей к истории родного края, развитию познавательной активности, любознательности, внимания.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе необходимо в первую очередь обращаться к игре. Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры дают возможность знакомить детей с материалом и закреплять его. Говоря на эту тему, нельзя не сказать о значении художественной литературы и театрализации.

Работу по духовно-нравственному воспитанию начинаем во второй младшей группе, когда дети знакомятся с самым близким окружением – д/ с: это посещение медицинского кабинета, прачечной, кухни.

Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей.

Одно из слагаемых духовно-нравственного воспитания – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Прогулки за территорию д/с позволяют расширять работу по экологическому воспитанию, учат чувствовать красоту родной земли, беречь природу малой Родины.

Проведение экскурсий расширяет социализацию детей, благотворно влияет на формирование у детей нравственных качеств. Дети расширяют представление о профессиях людей, работающих в нашем посёлке, учатся уважать чужой труд. У детей формируется чувство гордости за свою малую Родину, желание приносить пользу.

Большое значение в решении этой проблемы оказывает музейная педагогика. Средствами музейной педагогики через предметы, экспонаты, выставки, экспозиции можно показать уникальную историю своей малой Родины. Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним: осознание ребёнком понятий «прошлое», «настоящее», «время»; ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков; приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам.

Ещё древние мыслители, размышляя о значении культуры в духовно- нравственном развитии детей, считали, что только через освоение культуры лежит путь к нравственности. В работе эффективно использовать взаимодействие с учреждениями города (посёлка) : выставки, концертные залы, библиотеки, школы искусств и т. д.

Нельзя не сказать о формировании гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с подвигами защитников Родины в годы ВОВ, детей блокадного Ленинграда. Большое значение оказывают участие в возложении цветов к памятникам 9 мая, участие в концертах для ветеранов, изготовление подарков для них.

Ещё одно из слагаемых духовно-нравственного воспитания – воспитание любви, уважения к людям, умение взаимодействовать с людьми разного возраста. Нужно сказать о роли совместных межгрупповых проектах. Они помогают детям в освоении способов взаимодействия с детьми разного возраста в повседневном общении, способствуют развитию умения проявлять заботу, внимание к малышам, развивают ответственность. Встречи с бывшими выпускниками способствуют формированию навыков общения с детьми школьного возраста.

Также способствует развитию маленького человека труд, который поддерживает ребёнка, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Дети с удовольствием трудятся в группе и на участках детского сада. Воспитывать правильное отношение к труду – это значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни.

Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием : будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Поэтому проводится всесторонняя работа по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Еще одним немаловажным условием является создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды - создание уголка «Моя Родина». В нем представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, экологией, его достопримечательностями, историей и культурой.

Хочется отметить - духовно-нравственное воспитание, приобретение знаний и представлений о родном крае – это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога, детей и родителей, использование разнообразных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольной образовательной организации вбирает в себя большое количество форм, методов и приемов работы.

Духовно-нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольниковЗначение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Конспект внеурочного занятия духовно-нравственного направления в 3 классе «Тепло родного дома» Конспект внеурочного занятия (Духовно-нравственное направление) Класс: 3 Тема: «Тепло родного дома» (Рабочая программа внеурочной деятельности.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение духовно-нравственного воспитания в развитии дошкольников
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 17:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение духовно-нравственного воспитания в развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Соловьева (УИ 2227216) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД