МААМ-картинки

Значение духовно-нравственного воспитания в развитии дошкольников

Елена Соловьева
Значение духовно-нравственного воспитания в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Значение духовно-нравственного воспитания

в развитии дошкольников»

Соловьева Е. Н.

ГБДОУ д/с № 32 г.

Санкт-Петербург, Колпинский район

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Публикация «Значение духовно-нравственного воспитания в развитии дошкольников» размещена в разделах

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 сентября 2013года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в направлении познавательного развития предполагает развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Привязанность к детскому саду, родной улице, семье, посёлку - есть основа того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство - чувство любви к своему Отечеству.

Цель духовно-нравственного воспитания - заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с малой Родиной.

В ходе этого решаются следующие задачи:

- формировать у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города (посёлка);

- формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края;

- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

- приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;

- совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;

- формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

Для этого в работе используются различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ.

Использование разнообразных форм работы: беседы, чтение, экскурсии, изобразительная деятельность, рассматривание атрибутов, все это способствует повышению интереса детей к истории родного края, развитию познавательной активности, любознательности, внимания.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе необходимо в первую очередь обращаться к игре. Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры дают возможность знакомить детей с материалом и закреплять его. Говоря на эту тему, нельзя не сказать о значении художественной литературы и театрализации.

Работу по духовно-нравственному воспитанию начинаем во второй младшей группе, когда дети знакомятся с самым близким окружением – д/ с: это посещение медицинского кабинета, прачечной, кухни.

Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей.

Одно из слагаемых духовно-нравственного воспитания – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Прогулки за территорию д/с позволяют расширять работу по экологическому воспитанию, учат чувствовать красоту родной земли, беречь природу малой Родины.

Проведение экскурсий расширяет социализацию детей, благотворно влияет на формирование у детей нравственных качеств. Дети расширяют представление о профессиях людей, работающих в нашем посёлке, учатся уважать чужой труд. У детей формируется чувство гордости за свою малую Родину, желание приносить пользу.

Большое значение в решении этой проблемы оказывает музейная педагогика. Средствами музейной педагогики через предметы, экспонаты, выставки, экспозиции можно показать уникальную историю своей малой Родины. Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним: осознание ребёнком понятий «прошлое», «настоящее», «время»; ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков; приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам.

Ещё древние мыслители, размышляя о значении культуры в духовно- нравственном развитии детей, считали, что только через освоение культуры лежит путь к нравственности. В работе эффективно использовать взаимодействие с учреждениями города (посёлка) : выставки, концертные залы, библиотеки, школы искусств и т. д.

Нельзя не сказать о формировании гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с подвигами защитников Родины в годы ВОВ, детей блокадного Ленинграда. Большое значение оказывают участие в возложении цветов к памятникам 9 мая, участие в концертах для ветеранов, изготовление подарков для них.

Ещё одно из слагаемых духовно-нравственного воспитания – воспитание любви, уважения к людям, умение взаимодействовать с людьми разного возраста. Нужно сказать о роли совместных межгрупповых проектах. Они помогают детям в освоении способов взаимодействия с детьми разного возраста в повседневном общении, способствуют развитию умения проявлять заботу, внимание к малышам, развивают ответственность. Встречи с бывшими выпускниками способствуют формированию навыков общения с детьми школьного возраста.

Также способствует развитию маленького человека труд, который поддерживает ребёнка, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Дети с удовольствием трудятся в группе и на участках детского сада. Воспитывать правильное отношение к труду – это значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни.

Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием : будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Поэтому проводится всесторонняя работа по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Еще одним немаловажным условием является создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды - создание уголка «Моя Родина». В нем представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, экологией, его достопримечательностями, историей и культурой.

Хочется отметить - духовно-нравственное воспитание, приобретение знаний и представлений о родном крае – это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога, детей и родителей, использование разнообразных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольной образовательной организации вбирает в себя большое количество форм, методов и приемов работы.

Духовно-нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольниковЗначение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Конспект внеурочного занятия духовно-нравственного направления в 3 классе «Тепло родного дома» Конспект внеурочного занятия (Духовно-нравственное направление) Класс: 3 Тема: «Тепло родного дома» (Рабочая программа внеурочной деятельности.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение духовно-нравственного воспитания в развитии дошкольников
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 17:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение духовно-нравственного воспитания в развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Соловьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД