Галина Донская
Формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни
Донская Галина Евгеньевна
МАОУ «Средняя школа № 1»
г. Петропавловск- Камчатский, Камчатский край.
Тема: Формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Аннотация
В данной статье раскрывается понятие здорового образа жизни в современной дошкольной педагогике, рассматриваются условия, необходимые для его формирования, факторы успешного формирования здорового образа жизни у дошкольников. Статья предназначена для родителей, воспитателей и инструкторов по физической культуре в дошкольных учреждениях.
Публикация «Формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни» размещена в разделах
Ключевые слова: здоровье, валеология, здоровый образ жизни, онтогенез, аспекты здорового образа жизни.
Здоровье каждого человека формируется в детстве и, опираясь на данные науки, оно обусловливается на 50% – образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – состоянием окружающей среды и примерно на 10% – возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.
Существует огромное количество определений понятия «здоровье», исходным же для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [8,176].
В обществе существует особая система ценностей, от которой зависит здоровье человека. Формированием установок на собственное здоровье занимается новая отрасль знания– «валеология»– наука о здоровье[1,75].
На сегодняшний день, понятие «здоровый образ жизни» не определено однозначно. Например, представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
А в психолого- педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Матынюк, Л. С. Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико- биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т. к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.
К понятию здорового образа жизни можно отнести и психическое
здоровье человека, которое определяется как «состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности» [11,176].
Основой психологического здоровья является полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.
Онтогенез– индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.
Можно выделить несколько принципов здорового образа жизни :
1. Человек является «творцом» здорового образа жизни является.
2. Отказ от пагубных привычек.
3. Соблюдение режима правильного питания
4. Рациональная двигательная активность.
5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека.
На сегодняшний день существует около 16 программ здорового образа жизни, которые регулируют почти все сферы жизнедеятельности человека.
Цель данных программ – «создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия – заражение венерическими болезнями, ВИЧ и т. д.» [5,176].
Особенности формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников.
Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многочисленны. Проблемы охраны здоровья и физическое воспитание детей занимают особое место, потому что от их эффективности зависит разностороннее развитие ребенка.
У старших дошкольников есть все предпосылки для твердого формирования представлений о здоровом образе жизни :
– активно формируются психические процессы, повышается самооценка, растет чувство ответственности;
– «видны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
– дети могут, без помощи взрослых, выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности» [3,95].
Ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников, которые влияют на психическое и эмоциональное состояние
– эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
– интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
– духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
Рассмотрев большинство программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста, мы сделали вывод, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание.
Для развития представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания, поэтому, каждый день в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой–создание бодрого и жизнерадостного настроения у детей, развитие сноровки, выдержки и, безусловно, укрепление их здоровья.
Занятия физической культурой и утренняя гимнастика могут сопровождаться музыкальным сопровождением, что особенно нравится детям и благоприятно влияет на эмоциональную сферу, поднимает настроение.
Подвижные игры играют огромную роль на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни. Проводятся игры в группах детского сада, на физкультурных занятиях, на прогулках и планируются в индивидуальной деятельности, а также включаются в музыкальные занятия и в промежутках между режимными моментами. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни» [7,15].
Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
С детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия, цель которых учить детей правильному выполнению движений, разнообразным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Такие занятия проводятся в физкультурном зале и сопровождаются ритмичной музыкой. Занятия проводятся по специальным методикам.
В детских образовательных учреждениях непрерывно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных и методических письмах для дошкольных работников.
Режим – эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка и осуществляемый только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.
Режимные моменты способствуют воспитанию у детей не только, культурно-гигиенических привычек, но и навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют детей, помогают им быть активными и самостоятельными.
Огромное влияние на формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер и стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования.
Основной современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.
Список литературы
1. Вайнер Э. Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998.
2. Дмитриев А. А., Жуковин И. Ю. Некоторые концептуальные положения валеологической работы во вспомогательной школе//Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. 1999.
3. Жданова Т. Н. Игра-лото «Театр настроения», ОАО «Дом печати-ВЯТКА»,2005.
4. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей// Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996.
5. Казаковцева Т. С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». – Киров, 1997.
6. Карепова Т. Г., Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!». -Психолог в детском саду. -2006. -№3. -с. 52-80.
7. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб. : ДЕАМ, 1998.
8. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль: Академия развития. 2000.-176с.
9. Ротенберг Р. Расти здоровым : Детская энциклопедия здоровья/Пер. с английского. М. : Физкультура и спорт. 1991. 592с.
10. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995.
11. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. - М. : Флинта: Наука. 1999.
12. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997.