Татьяна Мауль
Статья «Экологическое развитие в детском саду с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ детский сад «79» «Гусельки»
Воспитатель: Мауль Т. Н.
Статья :
Экологическое развитие в детском саду с детьми.
В наш научно-технический век возникла большая проблема с экологией. Развитие технологии привело к тому, что на земле возникла повсеместное потепление, изменение воздушной среды и климата. Озоновый слой стал тоньше. Это всё подставило под угрозу жизни на земле.
Публикация «Статья „Экологическое развитие в детском саду с детьми“» размещена в разделах
С развитием современных заводов, фабрик, станций возник вопрос о чистоте воздуха. Чтобы предотвратить все эти проблемы, мы должны уже с детства прививать любовь к нашей природе, к нашему родному краю.
Начиная с детского сада, воспитатель должен вложить в сознание ребёнка бережное отношение к природе и экологии родного края. Дети уже в старшем дошкольном возрасте без особых усилий усваивают знания по экологии если занятия проводятся в доступной увлекательной форме.
Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных). Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветки. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом. Ведь дошкольное детство – это начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.
Детские занятия проводятся на принципах развивающего обучения (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира). Преподавая экологию детям в детском саду, у них совершенствуется речь, мышление, творческие способности, культура. Детские занятия проводятся для каждого времени года отдельно и состоит из трё х частей:
1) Беседа (рассказ, экскурсия)
Во время беседы с детьми они делятся своими впечатлениями, рассказывают о происшедших с ними событиях.
Так же детям можно читать рассказы и сказки по экологии.
Благодаря рассказам из сказок у детей развивается любознательность, эмоциональная отзывчивость и переживание за главных персонажей этих рассказов, так же развивается воображение и фантазия.
Ведь все эти рассказы и сказки по экологии затрагивают душу ребенка и дает ему понимание экологических проблем.
Рассказы и сказки по экологии «История одной капли», «Как тучка была в пустыне», «Грустная история», «Сила дождя и дружбы (сказка о живительной силы воды», «История маленького лягушонка» и многие другие.
2) В педагогической работе по ознакомлению дошкольников с растениями мы используем следующие формы: «прокладывание» экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведение смотров-конкурсов детских работ; экологические праздники и занятия.
3) Экологические экскурсии играют важную роль в эстетическом воспитании детей. Красота окружающей их природы, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств
Экскурсии должны проводиться педагогами в разные сезоны, чтобы дать детям возможность наблюдать разное состояние природы и её объектов, видеть периоды их развития.
Экологические экскурсии несут в себе важную роль в решении задач природоохранного плана.
Экологические экскурсии помогают ребё нку переживать различные эмоциональные состояния: сочувствовать, удивляться, заботиться о живых организмах; формируют умения видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).
4) Так же используем дидактические игры и игровые упражнения по экологии.
«Птицы, рыбы, звери»
Упражнять детей в умении называть предмет определенной группы предметов.
Игровые действия:
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Угадай что в руке»
Различать на ощупь овощи, фрукты, ягоды.
Игровые действия:
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).
«Угадай какая птица поет»
Умение определять по звуковой записи голоса птиц. Определять какая птица поет и как поет (Тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и т. д.).
Игровые действия:
Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.
«Сад - огород»
Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.
Развивать у детей память, внимание.
Игровые действия:
Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.
- Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.
5) Опытническая деятельность (про снег, про песок, про глину, растения)
Опыт №1
Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Опыт №2
Содержание опыта:
Показать детям, что вода не имеет формы. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Показать это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.
Опыт №3
Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию испарения воды. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Большую роль в экологическом образовании ребёнка, так же играет научно-популярная литература, научные журналы.
«Винни-Пух» – ежемесячный журнал о природе.
познавательный журнал «GEOлёнок»
журнал для семейного чтения с необычным названием «Муравейник»
детский экологический журнал «Свирель».
Конечно, основной фундамент о заботе нашей земли и природе должны закладывать родители, затем воспитатели.
В современных детских садах есть много пособий для изучения разнообразных растений, о животных, о сезонных явлениях, деятельности человека в природе. Ведь всё это создает нашу экологию. Ведь как с детства мы научим относиться детей ко всему живому, так и в дальнейшем дети будут заботиться о нашем общем доме Земля.
В дошкольный период закладываются позитивные отношения к природе, к окружающей среде. С детского сада детей знакомят с видимыми явлениями вселенной. Детей знакомят с ближними планетами, которые окружают землю (Луна, марс, юпитер и т. д.). Детям объясняют почему нельзя жить на этих планетах, что Земля - это планета на которой мы живем. Наша планета огромный шар, который окружен слоем воздуха (небо, солнце-источник всего живого на земле которое дает тепло и т. д.
Как мы научим детей с дошкольного возраста ценить, любить, беречь всё то, что создала для нас природа, в таком состоянии мы оставим для своих потомков нашу общую планету Земля. Поэтому с детьми в детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию. Ведь животные, люди, растения, птицы, леса, озера, моря, океаны, всё это вместе составляет нашу экосистему.
М. М. Пришвин писал «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу значит охранять родину».
Л. Н. Толстой говорил: «Только тот может быть своим патриотом родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».
И так, знакомя детей с живой и неживой природой, с экосистемой, природными законами, на занятиях, прогулках, в совместной деятельности с детьми мы имеем уникальную возможность видеть и любоваться красотой и необыкновенностью каждого времени года. Мы должны ценить, любить, беречь всё то что для нас создала матушка природа.
Литература:
Л. Маневцова «Мир природы и ребенок»
Н. Рыжова «Наш дом- природа»
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми дошкольного возраста».
Асташина Н. И. Грустная история.
Студнева Е. Г. Детские экологические сказки
Еркина С. В. Экологические экскурсии как форма экологического образования дошкольника