Наталья Фёдорова
Экологическое образование детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость экологического образования вызвана социальными потребностями, рождающимися на фоне ухудшающегося качества жизни человека, его физического, психического, социального здоровья, усилением агрессивности и бездуховности, переосмыслением качественных показателей на фоне кризисной обстановки Земли. Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными, затрагивают интересы каждого человека, каждой социальной группы и человечества в целом. Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но и в первую очередь от того, насколько каждый человек осознает свою ответственность за состояние окружающей Среды, т. е. от уровня экологического образования и воспитания. Именно поэтому, природосообразное поведение необходимо воспитывать с самого раннего возраста.
Публикация «Экологическое образование детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к социально-природной среде и здоровью.
Однако, теоретических знаний недостаточно для осознания важности истинной заботы о природе, для формирования экологического мышления. Крайне необходимо расширение контакта детей с природой. Необходимо чувствовать природу и все, что в ней происходит. Только научившись понимать природу, ценить ее красоту, ребенок осознает свою роль в связке “Я — Природа”. Чем с более раннего возраста дети начнут ощущать себя частью природы, тем больше вероятность того, что, став взрослыми, они приложат усилия для ее сохранения.
Часто педагоги сталкиваются с тем, что дети совершенно не знают, какие растения и животные их окружают. Очень часто на вопрос: «Каких животных ты знаешь?» дети называют слонов и тигров, в лучшем случае волка, зайца и белку, и практически никогда в качестве примеров не приводят птиц, мелких млекопитающих, амфибий, рептилий, а о том, что есть еще и различные беспозвоночные, вообще не вспоминают. С растениями обстоит еще хуже.
Именно поэтому мы решили ввести в образовательную программу дошкольного образования программу по формированию экологической культуры детей 3-7 лет «На природу в любую погоду», которая предусматривает занятия с детьми на природе. Во время таких занятий дети не только получают впечатления от природы, но и имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, свои исследовательские возможности. Ведь именно природа является неисчерпаемой кладовой и лабораторией для юных исследователей. Нигде не найдешь столько материала для творчества, исследований, как в обыкновенной роще, на лугу или около ручья.
При составлении программы занятий мы использовали опыт работы природных школ и детский садов Швеции, Вартемякской природной школы Всеволожского района Ленинградской области, Сельцовской аграрной школы Тосненского района Ленинградской области, детского сада №93 Петроградского района Санкт-Петербурга, ГБОУ средней общеобразовательной школы №60 Выборгского района Санкт-Петербурга. Программа предназначена для детей 3-7 лет.
Образовательная программа по формированию экологической культуры детей 3-7 лет «На природу в любую погоду» разработана в соответствии с руководящими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации”.
Основная философская позиция маленьких природных школ Швеции строится на том, что ребенку важны все впечатления о природе. Они — на всю жизнь, и поэтому ребенку необходимо бывать на природе с самого раннего детства и как можно чаще.
С середины 70-х годов XX века в рамках шведской ассоциации Friluftsframjandet (На природу в любую погоду) стала развиваться так называемая «педагогика Мулле». Ее основная цель – удовлетворить потребность детей в знании, движении и общности на природе через пребывание на природе в любое время года и в любую погоду. Играя на природе, дети учатся ее познавать. Естественным материалом для игр служит сама природа: пеньки, камешки, шишки, листья, бревна ит. п. Ребенок играет на природе с тем, что она ему предоставляет. Именно контакт с природой позволяет развивать у детей целостный взгляд на мир, понимание тех законов, которые управляют нами и всей остальной жизнью на Земле, использовать фантазию и изобретательность для решения возникающих проблем.
Детский сад Мулле – детский сад, в котором дети играют и учатся на природе. Первое образовательное учреждение такого рода было основано в Стокгольме в 1985 году. Затем многие другие учреждения решили последовать этому примеру. В настоящее время такие образовательные учреждения есть во всех районах Швеции. Занятия ежегодно посещают около 100000 детей. Подобные детские сады есть так же в Финляндии, Норвегии, Латвии, Японии.
Мулле – это друг детей в фантазии и действительности, подобие Лесовичка в отечественной методике. «Родился» мулле в Швеции благодаря Гесту Фрому, и многие считают, что это заложило основы сегодняшнему экологическому сознанию взрослого населения Швеции.
Основная идея «Школы Мулле» - поэтапное развитие экологического сознания детей (рис. 1) :
• хорошо чувствовать себя на природе;
• быть правильно одетым, иметь с собой еду, уметь ориентироваться;
• понимать, как связаны между собой в природе растения и животные;
• осознавать воздействие людей на природу;
• занимать позицию;
• влиять.
Повлиять на других
Занять свою позицию
Изучить влияние человека на природу
Научиться понимать природу
Научиться чувствовать и наблюдать природу
Научиться пребывать на природе, радоваться ей
Рис. 1. Лестница развития
С работой природных школ Швеции и школой Мулле российские педагоги познакомились благодаря общественному объединению «Прозрачные воды Невы». Впервые – в 1993 году во время поездки в Швецию при посещении Природной школы в коммуне Нюнесхамн. В 1997 году состоялся первый семинар «Школа Мулле» в Санкт-Петербурге.
Значение природной педагогики для развития ребё нка:
- воспитание у детей экологически осознанного отношения к окружающей среде;
- формирование знаний и представлений детей об окружающем мире, понимание взаимосвязи отдельных элементов в природе;
- эстетическое развитие детей, умение видеть красоту окружающего мира, черпать вдохновение из природы;
- удовлетворение естественной потребности ребёнка в двигательной активности;
- укрепление здоровья детей посредством длительного пребывания их на открытом воздухе.
Принципы природной педагогики:
- целостный взгляд на жизнь;
- забота о природе;
- спасение нашего жизненного пространства;
- чувство природы;
- жизнь на природе
Содержание программы «На природу в любую погоду» основано на принципах развивающего обучения с акцентом на развитие образных представлений у детей и реализуется в различных формах работы с дошкольниками
Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, расширяет знание детей об окружающем мире, направлена на позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям, ценностной ориентации в окружающем мире, сохранение и укрепление здоровья детей. Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет сопровождать процесс перехода ребенка от игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте (главные персонажи – лесной человечек Мулле, Богиня Ветра, Русалочка, Лососик, которые в игровой форме помогают детям изучать окружающий мир) к обучению, как главному виду деятельности в школе. Актуальность. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос преемственности и непрерывности развития и воспитания детей дошкольного возраста. Актуальностью образовательной программы «На природу в любую погоду» является то, что она одновременно решает такие основные задачи, как:
1) обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу; создание комфортных условий пребывания ребенка на занятиях и в стенах лицея;
2) направленность на всестороннее развитие ребенка (личностного, социального, когнитивного); соответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.
3) подготовка детей к новому для них виду деятельности – учебной (создание мотивации, сопровождения познавательно-речевого развития и пр.);
4) подготовка детей к обучению в школе (к работе в коллективе, общению с взрослыми и сверстниками и пр.);
5) ориентированность на сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе здоровьесохраняющей и здоровьесозидающей деятельности.
В программе особое внимание уделяется таким важнейшим сторонам готовности ребенка к обучению, как умение точно воспринимать и выполнять задание, запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения, развитие мелкой моторики, зрительно-моторных координаций и фонематического восприятия. В программе выделены четыре линии развития дошкольника, определяющие его готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека) и линия мотивационной готовности.
Педагогическая целесообразность. Общая цель программы «На природу в любую погоду» – новый тип образовательного результата, не сводимого к простой комбинации умений и навыков и ориентированного на решение включения ребенка в деятельность. Образовательным результатом является функционально-грамотная личность: человек, обладающий свойствами и качествами, позволяющими ему достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.
Основные принципы программы «На природу в любую погоду» :
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Основные цели программы «На природу в любую погоду» :
1) реализация принципа преемственности и непрерывности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
2) создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка; комплексного развития познавательно-речевой деятельности, умения объяснять особенности окружающего мира в процессе выполнения заданий по осмыслению своего опыта, понимание взаимосвязи отдельных элементов в природе;
3) удовлетворение естественной потребности ребёнка в двигательной активности;
4) укрепление здоровья детей посредством длительного пребывания их на открытом воздухе;
5) формирования его творческой деятельности для дальнейшего обучения в школе в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Задачи программы:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
5) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
6) а) формирование основных групп общеучебных умений:
- интеллектуальных (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
организационных (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
- коммуникативных (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе);
- оценочных (определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить).
б) формирование основных групп предметных умений для данной возрастной группы детей :
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенций для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- обобщение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
7) формирование мотивации учения, интереса к окружающему миру и процессу обучения в целом;
8) развитие внимания и памяти;
9) развитие креативности и вариативности мышления, дивергентного мышления.
Образ ребенка предшкольного возраста (интегративные качества в соответствии с ФГОС) :
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других; сопереживать неудачам и радоваться успехам. Адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасности и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.