Мария Афанасьева
Экологическая сказка как средство формирования представлений о проблемах окружающей среды у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимоотношение человека с окружающей средой одна из современных важнейших проблем. Решена она, может быть, только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Первым звеном в экологическом обучении является дошкольное образование. В настоящее время велико влияние компьютеров, виртуальный мир привлекает больше, чем реальный. Мы должны отвлечь детей от компьютерных игр и научить видеть всю красоту и разнообразие окружающего мира.
Публикация «Экологическая сказка как средство формирования представлений о проблемах окружающей среды у детей старшей группы» размещена в разделах
Со старшего дошкольного возраста закладывается основа отношения детей к природе. Данный этап детства является наиболее сензитивным для приобщения детей к разным формам экологической деятельности.
Ребенок и сказка - понятия неразрывные. По данным исследователей Е. А. Дубровской, Т. Г. Казаковой и др., именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности.
В работе с экологическими сказками применяются такие методы как наблюдение, беседа, рассказ детей и художественное творчество. Экологические сказки разделяются по следующим блокам:
1) Сказки о бережливом и заботливом отношении к животным.
2) Сказки о бережливом отношении к воде.
3) Сказки о растительном мире.
4) Сказки о проблемах загрязнения окружающей среды.
5) Сказки о круговороте веществ в природе.
6) Сказки об отношении к земле, почве.
Для успешного осуществления работы соблюдается определенная последовательность в работе над художественным текстом (экологической сказкой).
1-й этап - это рассказывание сказки детям, именно рассказывание педагогом;
2-й этап - разыгрывание прочитанной сказки;
3-й этап - ответы на вопросы взрослого. Данный этап можно выделить отдельно только условно, на практике он тесным образом связан с предыдущим.
4-й этап - изображение прочитанного текста (рисунок, аппликация, лепка, конструирование).
5-й этап - пересказ текста детьми с опорой на наглядность.
Использование экологической сказки в работе с детьми глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с содержанием сказок, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, это помогает воспитывать этические представления : любовь и бережное отношение к природе.
Перечень сказок, в сюжете которых раскрываются отношения и связи, влияющие на состояния и жизненные процессы окружающей среды :
1. Сказки о бережливом и заботливом отношении к животным:
- "Сова" В. Бианки;
- "Серая звездочка" Б. Заходер;
- "Русачок" Б. Заходер;
- "Хитрая мышь" С. Баруздин;
2. Сказки о бережливом отношении к воде:
- "Жила была река" Н. А,Рыжова;
- "Как люди речку обидели" Н. А. Рыжова;
- " Путешествие в царство Волшебницы Воды" Н. А. Рыжова;
- "Как Кап Капыч речку спасал" М. Пластов;
- "Родник" М. Пластов;
- "Это волшебница вода" М. Пластов;
- "Почему рыбы молчат" Б. Заходер;
3. Сказки о растительном мире :
- "Кустики с ягодами" Н. А. Рыжова;
- "Маленькие путешественницы" А. А. Лопатина;
4. Сказки о проблемах загрязнения окружающей среды :
- "Серая Шапочка и Красный Волк" Н. А. Рыжова;
- "Отпуск крокодила Гены" Э. Н. Успенский;
- "Грязный воздух" С. Баруздин;
- "Южный ветерок" А. А. Лопатина;
5. Сказки о круговороте веществ в природе:
- "Как медведь пень потерял" Н. А. Рыжова;
- "Сказка о листьях" Т. Макарова;
6. Сказки об отношении к земле, почве:
- "Дождевой червяк" Н. А. Рыжова;
- "Сказка о земле" А. А. Лопатина;
- "Матушка-кормилица" А. А. Лопатина.