Валентина Ашканова
Статья «Взаимодействие с семьей»
▼ Скачать +Заказ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ-ЛОГОПАТОВ
Ашканова В. И., учитель-логопед
Муниципальное казенное дошкольное
общеобразоваельное учереждение
Детский сад «Сказка» г. Вихоревка
Настало время, когда изменены практически в корне семейные приоритеты, ценности и эталон семьи в целом. Семья стала отличаться своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается количество конфликтов в семьях, не зависимо от социального статуса, продолжительности сущесвования семьи, количества детей, возраста ее членов, что тяжело ложиться на плечи маленьких детей и отражается на их восприятии семьи и общества, нравственности, коммуникативности, развитии личностных качеств и психических процессов. И особенно это касается детей-логопатов, которым необходито особое внимание со стороны родителей.
Публикация «Статья „Взаимодействие с семьей“» размещена в разделах
В настоящее время, в соответствии с законом «Об образовании РФ» одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из основных направлений является обеспечение поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Семья является первой ступенью образования и развития детей, а ДОУ и его специалисты являются помощниками, консультантами, исполнителями родительского запроса в вопросах развития, образования и коррекции детей.
Задача ДОУ – сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье каждого воспитанника, развить интеллектуальные, творческие, индивидуальные особенности и способности с учетом личностых качеств каждого ребенка.
Решение данных задач невозможно без тесного взаимодействия с семьями всех воспитанников, а в основе такого взаимождействия лежит сотрудничество. Под этим подразумевается совместное определение целей педагогической деятельности, распределение действий, возможность участия всех участников (педагоги, специалисты, все члены семьи, социальная среда, прогонозирование результатов, решение проблем и неудач, поиск новых путей.
Задача педагога – помочь родителям в воспитании, развитии детей, быть примером, слушателем, наставником, помощником, другом. От педагога требуется творческий подход к организации работы с родителями: поиск новых приемов с учетом индивидуальных особенностей каждого родителя; использовать методы активизации родителей, направленные на повышение интереса родителей к проблеме; привлечение родителей к жизни ДОУ, повышая их компетентность в области педагогики и психологии, раскрывая их творческий потенциал. Главное, чтобы родитель не являлся пассивным слушателем. Особое внимание педагогов уделяется роботе с родителями детей-логопатов, потому что данная категория детей нуждается в особом внимании, заботе, правильно подобранной техники коррекции, а родители не всегда способны справиться с проблемой самостоятельно, подобрать нужные материалы для коррекции и развития ребенка.
Работа с родителями должна планироваться заранее для того, чтобы учесть особенности семейного климата, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и возможностей родителей. Поэтому нужно начинать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Для того, чтобы спланировать работу необходимо провести предварительные мероприятия: анкетирование, личные беседы, опросники, диагностирование, которые должны помочь правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи существуют инновационные формы и методы работы: «Круглый стол» по любой теме; тематические выставки; диагностика, тесты, опрос на любые темы; консультации учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, семейные спортивные встречи; почта доверия, телефон доверия, открытые занятия, присутствие родителей на индивидуальных занятиях, родительская гостиная, родительский клуб «Школа молодых матерей», конкурс семейных талантов с тематическими выставками, семейные проекты, день открытых дверей, газета, буклеты, памятки, сайт ДОУ, на котором родители могут получит консультацию, задать вопросы, обсудить проблему.
Использование многообразие форм сотрудничества не только разработанных специалистами ДОУ, но и предложенных родителями дают положительный настрой на совместную работу, прочувствование родителями проблемы, совместное нахождение решения проблемы, самостоятельность родителей в выборе направления в развитии и воспитании детей, способствуют в укреплении внутрисемейных связей, возможности в реализации единой программы развития и коррекции ребенка в ДОУ и в семье.
Однако, не стоит отказываться от старых форм взаимодействия и полностью переходить на новые, потому что они в тех или иных ситуациях могут быть более эффективными и значимыми, например, групповое общее собрание с выявлением общей проблемы, ее обсуждением и определением путей решения, также анкетирование, в котором индивидуально выявить проблему, собрать анамнез, который позволит более корректно спланировать работу.
Большинство форм и приемов работы специалистов ДОУ с семьей апробировано и считаются эффективными и действенными.
Родители в большинстве своем не стали пассивными участниками воспитательно-образовательного процесса, а стали более активны в данном вопросе, более ответственно относиться к установленной проблеме и ее устранению. И, как следствие, повышение участия родителей в жизни и развитии детей, приводит к установлению доверительных отношений с ребенком и благотворной для решения проблемы у ребенка.
Дети активных родителей становятся увереннее в себе, инициативнее, более охотно соглашаются принять участие в коррекционной работе при поддержке родителей: («А мне поможет мама!», проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей: («Мама мне купила пропись, чтобы научиться писать, а мячик с шипами, чтобы пальчики были послушными»). Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, потому что он видит тесное общение педагога с его родителями, испытывает положительные эмоции к обучению, чувствует поддержку со всех сторон, с желанием посещает детский сад, полноценно развивается.
Инициаторами установления сотрудничества и плодотворного взаимодействия должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально более подготовлены к образовательной и просветительской деятельности и понимают, что успешность данной деятельности зависит от согласованности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей. Родители, с вою очередь, чувствуют профессиональную поддержку, участие в решении проблемы развития ребенка, становятся более уверенными. И, как следствие, проблема устраняется более эффективно, менее болезненно для ребенка, без акцентирования внимания на проблему родиелям.
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования, которые будут сопровождать его на протяжении всей жизни. «Годы чудес» - так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в то время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Поэтому родители должны обеспечить своему ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Литература: Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи; Веретенникова Н. Н. Проблемы и перспективы развития образования.