Надежда Москалева
Конспект занятия «Паралимпийские игры» подготовительная группа (воспитание толерантности)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по воспитанию толерантности к людям с ограниченными возможностями в подготовительной к школе группе дошкольного возраста
«Паралимпийские игры»
Автор: воспитатель Москалева Надежда Васильевна
Задачи:
Образовательные:
1. расширять представления о паралимпийских играх, спортсменах-паралимпийцах;
2. способствовать развитию познавательного интереса;
Публикация «Конспект занятия „Паралимпийские игры“ подготовительная группа (воспитание толерантности)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
3. знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
Развивающие:
1. обогащать словарь детей;
2. развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих;
3. развитие логического мышления.
Воспитательные :
1. воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность к людям с ограниченными возможностями.
2. обогащение социального опыта детей;
3. воспитание чувства гордости за свою Родину, чувства уважения к спортсменам-паралимпийцам.
Методы и приемы:
• Наглядные – показ иллюстраций, фотографий, видеороликов;
• Словесные – беседа, объяснение;
• Практические – игровые упражнения;
• Рефлексия.
Оборудование: иллюстрации паралимпийской символики, фотографии паралимпийских спортсменов, ноутбук.
Предварительная работа: коллективные и индивидуальные беседы с детьми об олимпийских и паралимпийских играх, рассматривание фотографий и беседа о людях с ограниченными возможностями, чтение рассказа «Цветик-семицветик» Катаева В. П.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель : Ребята, какое значимое для всей планеты мероприятие сейчас проходит в нашей стране?
Дети: Олимпийские игры.
Воспитатель : Верно! А какие спортивные игры проходят после окончания Олимпийских игр?
Дети: Паралимпийские игры.
Воспитатель : Верно! А чем отличаются Олимпийские и Паралимпийские игры?
Дети: В Паралимпийских играх участвуют люди-инвалиды.
Воспитатель : Верно – люди с ограниченными возможностями, или люди-инвалиды. Паралимпийские игры — международные спортивные соревнования для людей с ограниченными возможностями. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана (L. Guttman, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков, укрепляет физическую силу, необходимую для того, чтобы управляться с инвалидной коляской.
А знаете ли Вы символику Паралимпийских игр?
Дети: Нет.
Воспитатель : Как и Олимпийские игры, Паралимпийские игры имеют свою эмблему, девиз и символы.
Паралимпийская эмблема. Впервые Паралимпийская эмблема появилась на Паралимпийских зимних играх в Турине в 2006 году. Логотип составляют расположенные вокруг центральной точки три полусферы красного, синего и зеленого цветов. Этот символ отражает объединение спортсменов с инвалидностью, которые своими достижениями вдохновляют и восхищают мир. Три полусферы, цвета которых – красный, зеленый и синий - широко представлены в национальных флагах стран мира, символизируют Разум, Тело и Дух.
Паралимпийский девиз. Дух в Движении.
Этот девиз лаконично и ярко передаёт сущность видения Паралимпийского движения — предоставлять спортсменам-паралимпийцам любого уровня и происхождения возможности для того, чтобы вдохновлять и восхищать мир через спорт. Девиз «Дух в движении» выражает характер Паралимпийского движения и символизирует сильную волю каждого паралимпийца.
Символы Паралимпийских игр в Сочи 2014.
Лучик прилетел на Землю с планеты, где всегда жарко. Когда он приземлился, то увидел, что на Земле все по-другому, не так, как на его родной планете. Все было для него новым: холодные зимы, снег, ветер, и, конечно же, незнакомые люди вокруг него. Своей янтарной кожей, искорками в огромных глазах и волосами как языки пламени Лучик очень сильно отличался от землян. Лучик всегда был со всеми мил и приветлив, всегда был готов помочь и поддержать окружающих. Совсем скоро Лучик стал настоящим любимцем всех вокруг. Но, несмотря на то, что вокруг него было много друзей, Лучик по-прежнему чувствовал себя одиноким. Однажды он увидел Снежинку. Она прилетела на Землю с ледяной планеты. Ее кожа была белой и прозрачной, как первый снег, а сама она выглядела как снежный кристаллик. И, не смотря на то, что Лучик и Снежинка были абсолютно разными, у них было много общего. Лучик познакомил Снежинку со своими друзьями на Земле и рассказал про спорт. Снежинка тоже стала с удовольствием кататься с гор на лыжах, а вместе с Лучиком они придумали абсолютно новые для землян виды спорта - керлинг на колясках и следж-хоккей на льду. Люди с восхищением наблюдали за их невероятными спортивными достижениями. Более того, они сами полюбили эти виды спорта! Они с удовольствием копировали технику Лучика и Снежинки, и каждый хотел быть таким же, как звездная спортивная пара. Лучик и Снежинка решили остаться на Земле и не просто использовать свои невероятные возможности в спорте, но помогать своим друзьям и другим землянам открывать фантастические возможности в самих себе! Лучик и Снежинка стали настоящим олицетворением контраста и гармонии. Вместе они обладают той силой, которая делает все возможным, и еще раз подтверждает всем людям на Земле, что невозможного не существует!
Какие виды паралимпийского спорта вы знаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель : Верно! Давайте подробнее рассмотрим эти виды спорта, и каким образом люди с ограниченными возможностями участвуют в них. (Рассматривание фотографий с паралимпийских игр, просмотры видеороликов с соревнований, рассказы детей о знакомых им видах спорта, уточняющие выводы воспитателя).
Горные лыжи (включает слалом, гигантский слалом, суперкомбинацию, скоростной спуск, пара-сноуборд). Горнолыжный спорт – самое рыбное место Паралимпиады с точки зрения количества медальных видов. Как и в лыжных дисциплинах, соревнования проводятся для трех категорий спортсменов: колясочников, с серьезным нарушением или отсутствием зрения и способных передвигаться самостоятельно.
Кёрлинг на колясках. Паралимпийский керлинг сильно отличается от керлинга привычного. Дело в том, что в соревнованиях по керлингу на колясках нет того любимого всеми элемента, который и делает этот вид спорта примечательным и запоминающимся – свипинга. На Паралимпиаде не натирают лед щетками! Но это еще не все. В паралимпийском варианте нет женских и мужских команд – выступает и бьется за победу одна смешанная сборная. Матч состоит из восьми эндов, а не десяти, и коляска спортсмена должна быть статичной при выполнении броска. Кататься по льду запрещено, зато для удобства броска можно воспользоваться специальным экстендером - насадкой, которая крепится к камню.
Лыжные гонки. Аналогично паралимпийскому биатлону, соревнования по лыжным гонкам тоже проводятся среди спортсменов, способных к самостоятельному передвижению на лыжах, тех, кто лишен подобной возможности, и тех, у кого есть серьезные недостатки по зрению.
Биатлон. Помимо привычного нам вида биатлона, когда спортсмены, пусть и с ограниченными физическими возможностями, гонят во всю прыть на лыжах, в программу Паралимпийских игр входят еще два варианта состязаний: биатлон среди ампутантов, которые соревнуются, сидя на специальном кресле, прикрепленном к двум лыжам, и биатлон среди слабовидящих. Как незрячий человек может попадать в цель? Благодаря специальному звуковому датчику, установленному на винтовке – чем ближе лазерный прицел к центру мишени, тем громче сигнал. По трассе такой спортсмен продвигается благодаря подсказкам своего партнера по команде, советчика, который тоже получает медаль в случае успеха. Стрельба в паралимпийском биатлоне выполняется только из положения лежа, и за каждый промах начисляется штрафное время – дополнительные круги никто не проходит. Спортсмены разыграют награды на трех различных дистанциях.
Дети: вопросы детей по видам спорта (ответы воспитателя).
Воспитатель : Люди с ограниченными возможностями находят способы, чтобы жить как полноценные люди. Вот, например, люди, у которых нет рук, научились писать с помощью ног или, зажимая карандаш во рту. Давайте попробуем написать что-то с помощью ног. Посмотрите, как это сложно. (Попытки детей написать что-то не руками).
Физминутка: Спортсменам-паралимпийцам преодолеть отчаяние помог именно спорт. Давайте и мы с вами сделаем небольшую разминку.
«Начинается разминка»
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо – влево наклонились
И ещё раз повторили.
Это нужная работа -
Мышцы ног тренировать (Приседания)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с нами. (Рывки руками)
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
И над головой - хлопок.
А теперь все дружно
Прыгнем через лужу!
А сейчас идем по кругу,
Улыбаемся друг другу. (Движения по тексту)
Воспитатель : Молодцы! Посмотрите, какие молодцы эти люди – спортсмены-паралимпийцы! Хоть они и ограничены в физических возможностях, но они не отчаялись и нашли в себе силы, чтобы добиться таких высоких результатов. Нам – полноценным людям – необходимо уважать, ценить таких людей.
Ценности паралимпийского движения
Мужество — совершать непредсказуемое и достигать невозможного, преодолевая стереотипы.
Целеустремленность — преодолевать препятствия и побеждать неблагоприятные обстоятельства, максимально развивая свои физические возможности.
Воодушевление — восхищаться спортсменами-паралимпийцами, используя пример их силы духа и достижений в собственной жизни.
Равенство – паралимпийский спорт призван стирать социальные барьеры, дискриминирующие людей с инвалидностью.
Дети: вопросы детей (ответы воспитателя).
Воспитатель : В нашем городе, и даже может в вашем доме, живут люди с ограниченными возможностями. Отношение к ним должно быть особое – без каких-либо насмешек и издевательств. Они нуждаются в сторонней помощи, и все мы по возможности, должны помогать им. И принимать их, не акцентируя внимание, на их недостаток, то есть отношение к ним должно быть толерантное – или можно сказать по-другому – терпимое, уважительное. Скажите, пожалуйста, какие устройства в нашем городе, помогают, например, людям на инвалидных колясках?
Дети: Пандусы.
Воспитатель : Верно! А что помогает слепым людям понять, что дорогу можно переходить?
Дети: Звуковой сигнал.
Воспитатель : Что нового вы сегодня узнали? Каким должно быть отношение к людям с ограниченными возможностями?
Дети: ответы детей.
Воспитатель : Молодцы! Вспомните рассказ «Цветик-семицветик»… Если бы цветик-семицветик на самом бы деле существовал, то мы могли мы дать всем людям с ограниченными возможностями полноценную жизнь. Но, к сожалению, такого цветочка не существует. Поэтому мы можем только поддерживать таких людей. И самое главное – уважать их!