Оксана Вербицкая
Консультация «Воспитание толерантности у дошкольников в полинациональном детском коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание толерантности у дошкольников
Проблема толерантности особенно остро стоит в современном обществе: многие люди оказались в наши дни вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому важно донести до детей мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность, свойства характера) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Публикация «Консультация „Воспитание толерантности у дошкольников в полинациональном детском коллективе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
В фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» десятиклассник написал в сочинении «Счастье – это когда тебя понимают». В этой простой фразе кроется глубокий смысл: ведь все человеческие беды от непонимания, и примеров можно привести множество. Как же сформировать и воспитать в наших детях умение общаться, сострадать, помогать друг другу, терпимо относиться к людям, которые не вписываются в рамки общепринятой условной нормы?
Актуальность этой проблемы очевидна, поэтому одним из приоритетных направлений работы в 20014-2015 учебном году наше учреждение выбрало воспитание толерантности у дошкольников.
Очень трудно определить тот круг педагогических методов и приемов, которые направлены на воспитание толерантности. Конечно необходимо проводить с детьми беседы на эту тему, организовывать совместные игры, в которых вырабатывается умение общаться, сострадать, помогать друг другу и т. д. Но в ДОУ, как известно, главным обучающим компонентом является занятие. Поэтому при подготовке занятий необходимо учитывать те моменты, с помощью которых мы можем воспитывать в детях толерантность. Интересное занятие «Сказки про толерантность» было разработано воспитателем Кликодуевой Т. А., на котором дети заселяли в «Теремок Дружбы» героев тех сказок, в которых рассказывается о дружбе и взаимопомощи («Кот, петух и лиса», «Репка», «Три поросенка», «Теремок» и другие). На «Уроках этикета» (подготовила Мейзингер Е. А) старшие дошкольники составили для малышей альбом со страничкой «Добрые слова», «Как правильно разговаривать по телефону», «Вежливая улица» и т. п. В подготовительной к школе группе воспитатель Кирсанова Г. В. провела занятие «Учимся не ссориться», которое началось с того, что дети взяв в руки «клубок дружбы» называли пословицы о дружбе, передавая при этом клубок из рук в руки – в результате получился круг, который, по мнению детей, похож на шар, мяч, солнце, нашу планету Земля. Даже для детей раннего возраста воспитателем Джанумовой О. Н. было проведено занятие по воспитанию толерантности «Дружные ребята» в ходе которого известный детям персонаж передачи «Спокойной ночи малыши» Хрюша, один съел апельсин и разбросал корки, ничего не оставив ребятам. После того как дети вместе с воспитателем попытались объяснить ему что так поступать нельзя и помогли Хрюше собрать разбросанные корки, «произошло чудо» и апельсин стал опять целым. Малыши с удовольствием поделили апельсин на всех присутствующих, не забыв при этом Хрюшу (Эта долька для Миланы, эта долечка для Яны.)
Большая работа проводилась и с педагогами ДОУ. Педагогом-психологом было проведено два практических занятия, на которых разучивались игры и упражнения, которые можно проводить с детьми по воспитанию коммуникативных качеств, формированию доброжелательного отношения друг к другу («Угадай, о ком идет речь», «Саламандра в пещере», «Интервью», «Сиамские близнецы», «Клубочек», «Сочиним историю» и т. д.). Также каждый педагог составил «Самопрезентацию», выбрав из 50 качеств личности те, которые присущи именно ему. Итогом работы с педагогами по воспитанию толерантности явилось проведение педагогического совета по теме «Воспитание толерантности, как ключевого духовно-нравственного принципа гражданского общества», который был проведен в форме деловой игры «Лестница духовного роста» (Журнал «Управление ДОУ» № 2, 2006 г.)
Наше ДОУ посещают дети из семей разных национальностей, разных социальных статусов, разных жизненных приоритетов. Поэтому свою работу с родителями по воспитанию толерантности мы начали с опроса и анкетирования. Наряду с положительными моментами (веротерпимость, доброжелательное отношение к окружающим и т. п., анкетирование выявило и ряд негативных моментов. Многие родители не имеют представления о том, с кем из детей их ребенок общается или дружит в группе, Они не могут дать точный ответ, развиты ли у ребенка коммуникативные навыки, общителен он или замкнут с окружающими, с кем их ребенку легче общаться – со сверстниками или взрослыми. После целого ряда бесед, консультаций и семинаров, мы пришли к выводу, что необходимо объединить детей, родителей и педагогов разных групп общим делом, в котором они могли бы больше узнать друг друга. Было принято решение провести в ДОУ мероприятие «День национальных культур Поволжья». Каждой группе было поручено собрать материал о какой-либо национальности, проживающей в Поволжье. Родители и педагоги, независимо от собственной национальности, собрали огромное количество материала по заданной им теме: расспрашивали соседей, родственников о традициях того или иного народа; искали национальные костюмы; организовывали выставки; разучивали национальные игры и песни; готовили национальные блюда. После такой большой предварительной работы праздник получился замечательным! Именно в процессе таких праздников стираются грани и различия между людьми, происходит истинное единение детей и взрослых, закладываются основы толерантности.