Ольга Ховалкина
Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию текст материала подготовленный для девятнадцатой открытой педагогической научно - практической конференции. Барнаул 2020г.
О. В. Ховалкина, воспитатель МБДОУ «Детский сад 210» (г. Барнаул)
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕЙТЕЙ С ОСОБЫМИ
Публикация «Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ДОУ.
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом
Дэвид Бланкет
В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями :
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в группе вместе с обычными детьми.
Интеграция — не новая для Российской Федерации проблема. В детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно разделить на четыре группы:
1. Дети, чья «интеграция» обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено.
2. Дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят обучать его в массовом детском саду или школе.
3. Дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение. В дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы осуществляется в основном через родителей.
4. Дети, обучающиеся в специальных дошкольных группах и классах в массовых детских садах и школах, чье обучение и воспитание осуществляется с учетом отклонений в их развитии.
В нашем детском саду №210 проводится интегрированное обучение в специальной группе – ЗПР и инклюзивное обучение.
В группе ЗПР реализуются условия по коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения, способствующая как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития:
• организация образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР, выявленных в процессе специального психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка;
• создание особой образовательной среды и психологического микроклимата в группе с учетом особенностей здоровья ребенка и функционального состояния его нервной системы;
• преемственность в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре;
• «пошаговое» предъявление материала, дозирование помощи взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих достижению минимально возможного уровня, позволяющего действовать ребенку самостоятельно;
• проведение непрерывного мониторинга развития ребенка и качества освоения Программы в специально созданных условиях;
• сетевое взаимодействие с ПМПК и сторонними организациями (медицинскими, образовательными, общественными, социальными, научными и др.) для повышения эффективности;
• установление продуктивного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, активизация ресурсов семьи.
Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что воспитателю нужно хорошо знать потенциальные возможности каждого воспитанника, его трудности, чтобы успешно организовать обучение и воспитание, осуществлять индивидуальный подход.
Литература:
1. Педагогика и современное образование : традиции, опыт и инновации сборник статей VII Международной научно-практической конференции. 2019Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г. Ю.) (Пенза)
2. Копилка уроков – сайт для учителей. - Режим доступа