Ксения Пьянзина
Консультация «Воспитание добром»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье рассматривается нравственное воспитании детей дошкольного возраста в частности привитие добра. Основным методом является личный пример.
Совершенно необязательно делать великие вещи.
Можно делать и маленькие, но с великой любовью.
Мать Тереза.
Публикация «Консультация „Воспитание добром“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
С самого раннего возраста важно формировать у ребенка такие качества, как доброта, милосердие, отзывчивость, трудолюбие, уважение, любовь. Для достижения этой цели в дошкольном учреждении создается атмосфера любви и доверия. Шелгунов Н. В. утверждал «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка.
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких чувствах, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
По словам В. В. Путина «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге — укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
Каримова Р. Т. подчеркивала что, нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности»
Процесс нравственного воспитания – важная задача педагогики на современном этапе развития нашего общества. Об этом свидетельствует нормативна- правовая ориенетация в сфере образования отражающая в документах:
• стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
• федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Важность аспекта нравственного воспитание детей является понимание добра и зла, их проявление в поступках по отношению к другим людям, окружающему миру. Становление осознанного отношения к добру подчеркивал В. А. Сухомлинский «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».
Но для начала нужно разобраться, что же такое доброта? Каждый человек должен обладать таким положительным качеством, как доброта. Доброе отношение к другому предполагает признание прав другого на такое обращение. Стремление делать добро другим, не ожидая внешнего или внутреннего вознаграждения, преобразует весь эмоциональный строй психики и возможно лишь у любящего человека. Проявление доброты представляется неразрешенной загадкой. Доказано, что во всех человеческих обществах регулярно совершаются добрые поступки, стремление делать добро - это черта, которая передается генетически из поколение в поколение.
Доброта - это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами, и поступками. Дети проявляют доброту в простых на взгляд стороннего наблюдателя поступках: покормить птиц зимой, собрать игрушки и книги за сверстников, улыбнуться. Для детей дошкольного возраста понятие «быть добрым» неразделимо связано с понятием «быть хорошим», «идеальным» в глазах взрослых и ровесников, однако реальное поведение детей может не соответствовать этому идеалу, расходиться с представлениями об «идеальном» образе себя. При этом характерно, что большинство детей продолжают оценивать себя как «хороших» только потому, что момент нарушения нравственных норм не был зафиксирован взрослым.
Необходимо в воспитании у детей добра сформировать следующие представления:
• если тебя окружают добрые люди, ты сам делаешься добрее;
• доброта, как нравственное качество человека, проявляет себя в любви, милосердии, терпимости;
• стремление делать добро другим людям.
Добрые поступки как проявления доброты для ребенка служат нескольким целям: улучшить собственное благополучие, повысить социальный статус и заслужить одобрение других, поддержать образ «Я», справиться с собственными эмоциями и настроением.
Существуют разные методы воздействия на нравственные чувства ребенка в целях воспитания в детях доброты.
Основной источник знания детей являются окружающие взрослые. На примере взрослых дети видят образцы для подражания, копируя их в своем поведении. Наши дети воспитываются примером, и если им с детства показывать, что можно жить так, чтобы другим от тебя была польза, скорее всего, эта картина, станет их жизненной моделью. Метод примера - это метод воздействия на сознание, чувства, поведение личности через подражание. Подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, которое сопровождается эмоциональными и рациональными чувствами. Примером для детей могут быть родители, педагог, сверстники, литературные и мультипликационные герои.
Добрый пример — лучшее поучение. Лишь опираясь на него, слово получает истинную силу. К тому же и это слово должно быть верным, точно выбранным. Остальное зависит от мастерства: от умения воздействовать не только словом, но и выражением лица (мимикой, взглядом, жестом. Красноречивый взгляд может подчас сказать больше целой нотации, а жест заменить поучение. Всему этому родители должны научиться. Но при всех особенностях словесного воздействия оно всегда в сути своей должно быть добрым, как, впрочем, и другие виды практического влияния на детей. Постоянная ворчливость, небрежность в выборе слов, обращенных к ребенку, так же плохи, как и вечно насупленный, раздраженный вид.
Доброта не исключает требовательности, напротив предполагает ее и связана с ней. А. С. Макаренко так определил подход к воспитательной работе : как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему. Здесь и уважение, и требовательность — это вера в возможности ребенка.
Таким образом, нравственная база ребенка закладывается в детстве, для дальнейшей успешной социализации в обществе ребенку в дошкольном детстве необходимо не только дифференцировать добро и зло, но и научиться проявлять добро в отношениях, делах, поступках. Немаловажный аспект проявления добра к другим людям - это добровольность и из любви. Если правильные семена добра будут посеяны в добрую почву характера ребенка, то можно ожидать добрый плод в делах. Лучший метод воспитания доброго начала в ребенке является пример взрослого. Если наши дети будут расти в нравственной среде, то и мир будет добрее.
Список литературы.
1. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5.
2. Дошкольная педагогика. [Текст] /Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. - М., «Просвещение», 1990.
3. Зелинский К. В. : Нравственное воспитание школьников. - М. : Планета, 2010.
4. Юревич, А. В. Нравственное состояние современного Российского общества / А. В. Юревич // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 3. - С. 107-117.
5. Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачёв ; сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. - 2-е изд. - М. : Детская литература, 1988. - 238 с. : ил.