МААМ-картинки

Воспитание детей старшего дошкольного возраста из неполных семей в ДОО в условиях развития современного общества

Анжелика Есаулова
Воспитание детей старшего дошкольного возраста из неполных семей в ДОО в условиях развития современного общества
▼ Скачать + Заказать документы

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В ДОО

Есаулова А. В. 1

1Есаулова Анжелика Валерьевна,

воспитатель МБДОУ Детский сад № 178, г. Иваново

Темочки:

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы полоролевого воспитания детей в неполных семьях, а также возможности взаимодействия родителей и дошкольной образовательной организации для наиболее гармоничного развития в ребёнке женских и мужских качеств.

Ключевые слова: полоролевое воспитание, неполные семьи, гармоничная личность, ценностные установки.

Полоролевое воспитание – это освоение ребенком норм поведения, развитие моральных ценностей и приобретению качеств настоящих мужчины и женщины. Оно направлено на формирование целостной личности, способной понимать своеобразие полов и умеющей выстраивать эффективные взаимоотношения с учетом гендерных особенностей.

В семье, где растёт ребёнок дошкольного возраста, полоролевое воспитание играет важную роль, особенно эмоциональный и психологический климат. Дошкольный возраст является очень важным для гендерного развития личности. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы женского и мужского поведения. Так же в этот период формируются первые представления ребёнка о своём теле (половая принадлежность, о социальном поведении мужчин и женщин. Уже к третьему году жизни у ребёнка формируется ощущение себя девочкой или мальчиком. Под влиянием среды и воспитания ребёнок учится различать так же пол окружающих его людей.

Очень важно, чтобы в доме, где растёт малыш, царили мир и согласие, а отношения между членами семьи были доброжелательные. Чтобы к ребёнку относились с теплом, любовью и пониманием, развивали положительное эмоциональное отношение к своему полу, гордость за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы [4].

Чтобы мальчики и девочки в будущем были счастливыми мужьями и женами, следует формировать у них множество нравственных качеств, присущих обоим полам: честность, справедливость, любовь к близким, трудолюбие, решительность, культура поведения, доброта и пр. Но проявления определённого набора нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными по интенсивности и степени выраженности.

Грамотное полоролевое воспитание необходимо для развития гармоничной личности с нравственными идеалами и общественно- полезными установками. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в девочках традиционных женских качеств – доброты, нежности, сострадательности и прочее, а в мальчиках традиционных мужских качеств – смелости, решительности, активности, инициативности и пр.

Формирование всех этих качеств происходит по-особенному в неполных семьях. Неполными называются семьи :

Разведённая (расторжение брака);

• Внебрачная (незарегистрированный брак);

• Осиротевшая (смерть одного из родителей);

• Распавшаяся (лишение родительских прав одного из родителей)

Существуют типичные ошибки, возникающие в неполных семьях в процессе воспитания детей :

1. Гиперопека – ребёнок и его проблемы выдвигаются на первое место ( следствие: формируется заниженная самооценка, подавляется самостоятельность, задерживается интеллектуальное развитие).

2. Запрещение общения ребёнка с отцом (матерью).

3. Повышенная ориентация на материальную заботу о ребёнке («чтобы был не хуже, чем другие»).

4. Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца».

5. Двойственное отношение к ребёнку (то вспышки любви, то раздражения, вымещения на нём своих разочарований и бед, и как результат, развитие у ребёнка невроза).

6. Отстранённость матери от ухода и воспитания ребёнка (безответность, недоброжелательное отношение к ребёнку, алкоголизм и пр.).

Все эти ошибки, и не только, нарушают процесс правильного полоролевого воспитания ребёнка, затрудняют социализацию, самосознание не дают моделировать образ будущей семьи и формировать жизненные ценности и ориентиры, а также развивать его стрессоустойчивость.

Однако, роль семьи несравнима по силе ни с одним из социальных институтов. Именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит процесс овладения им многими социальными ролями, усваиваются ценностные установки и ориентации, нормы поведения, закладываются основы нравственности человека. Семья стимулирует его социальную и творческую активность, способствует самореализации и самоутверждению.

К сожалению, в последние десятилетия рост числа неполных семей увеличивается. В словаре «Семейное воспитание» неполная семья определяется как семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми и образованная в следствии расторжения брака, внебрачного рождения, смерти одного из родителей или раздельного проживания [3].

В процессе полоролевой социализации, ребёнок строит своё поведение сообразно со своим полом, идентифицируя себя с отцом, матерью, братьями, сёстрами, сверстниками, литературными героями и старается им подражать. Но в результате появления неполных семей, у детей происходит нарушение становления личностных черт, характерных для того или другого пола.

Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях :

Важно, чтобы в окружении ребёнка с раннего детства присутствовали оба типа мышления – мужской и женский;

У выросшего в неполной семье ребёнка, нарушается система его отношений с другими людьми, несформированность навыков полоролевого поведения;

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к трудности усвоения адекватной половой роли у мальчиков, и служить одной из причин развития гомосексуализма;

В ходе развития девочка дефицит мужского влияния существенно затрудняет её развитие как будущей женщины (осложняет формирование навыков межполового общения, что негативно отразится на её личной жизни);

У мальчиков, воспитанных без отца, трудно развивается способность управлять своим поведением, сочувствовать. Они чаще без инициативные, мнение целеустремлённые и уравновешенные, а также более робкие.

В условиях ДОО осуществление полоролевого воспитания можно использовать множество методов, разработанных известными

учёными таких как Каган В. Е., Исаев Д. Н., Градусова Л. В., Репина Т. А. и других.

Например, воспитывать у девочек и мальчиков представления о женственности и мужественности, о содержании ролей в семье можно использовать беседы по литературным художественным произведениям (сказки, рассказы, реальные случаи из жизни группы, которую посещают дети и специально созданные педагогом ситуации.

Детский сад помогает детям из неполных семей формировать в себе правильные стереотипы поведения и общения будущих мужчин и женщин, накопление сведений о мужественности и женственности.

Большое воспитательное значение имеет не только образовательная деятельность, но и режимные моменты, во время которых создаются оптимальные условия для межполового общения и взаимодействия. Во время проведения режимных моментов педагог может ненавязчиво давать информацию, что мужественный мальчик (настоящий мужчина) никогда не обидит девочку (будущую женщину, а наоборот всегда придёт ей на помощь, возьмёт на себя самые трудные задачи и защитит её от неприятностей и опасностей. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным оказывать помощь девочкам, уступать им место, дорогу, пропускать вперёд, помогать донести тяжёлые вещи и т. д. Девочкам нужно объяснить и привить чисто женские эталоны поведения: доброта, скромность, обаяние, сердечность, аккуратность, нежность, приветливость, заботливость, способность благодарить мальчиков за помощь, проявлять заботу об окружающих.

Для закрепления представлений о мужественности и женственности в педагогическом процессе особое внимание следует уделять дидактическим играм, например: «Кто это делает?», «Женские (мужские) профессии», «Что делают женщины (мужчины?» - для воспитания уважения к людям труда и формирования у детей представлений о мужских и женских профессиях; «Наши мамы и папы» - для воспитания любви к близким и формирования умения выделять сходства и различия между представителями разного пола; «Что носят женщины (девочки?», «Одежда для мужчин (мальчиков)» - формирование представлений о различии в одежде мужчин и женщин.

В полоролевом воспитании особое место занимает устное народное творчество, фольклор. Это огромное разнообразие потешек, колыбельных, закличек, пословиц, поговорок, частушек, считалок и т. д. Через их разнообразие ребёнок познаёт родную речь, развивается умственно и духовно, знакомится с этическими заповедями. И, конечно, огромное значение в полоролевом воспитании играют, доставшиеся нам в наследство, бесценные русские народные сказки.

Выстраивание полоролевых взаимоотношений между мальчиками и девочками формируется также в процессе игровой деятельности в творческих, сюжетно – ролевых, театрализованных играх. Дети чаще играют в однополых группах и педагогу необходимо учитывать гендерные предпочтения детей, направлять их для совместной игровой деятельности. Например, девочки играют в больницу, лечат больных, а мальчики могут быть пациентами; девочки играют в куклы, а мальчики строят из конструктора для кукол мебель; мальчики водят транспорт, а девочки пассажиры и т. д.

Таким образом, перед дошкольными образовательными организациями, а также перед родителями неполных семей стоит задача воспитания партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, которые направлены на освоение ими многообразия гендерных ролей. Осознание ребёнком своей половой принадлежности, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование жизненных и ценностных установок. Процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста связан со становлением полоролевой идентификации растущей личности, её умении анализировать представления о самом себе как о своём предназначении быть мужчиной или женщиной.

Список используемой литературы:

1. Гребенников И. В., Ковинько Л. В. Семейное воспитание : Краткий словарь / М. : Политиздат, 1990. - 319 с.

2. Иванова Н. П. Неполная семья : особенности социализации детей / Н. П. Иванова // Соц. педагогика. - 2011. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр. : с. 121.

3. Назаров В. И., Моторина Н. В. Предпосылки развития компетентности взаимодействия воспитателей с воспитанниками в условиях дошкольных образовательных организаций // Научно-методический журнал «Вестник ВлГУ». – ВлГУ, 2021. – № 47 (66) – 174 с. (Педагогические и психологические науки) – С. 136-146

4. Проблемы неполных семей / авт. -сост. Л. М. Волкова, Н. П. Бурдыко. - Минск: Красико-Принт, 2011. - 125 с. - Библиогр. : с. 123-124.

Публикации по теме:

Игра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаИгра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей старшего дошкольного возраста из неполных семей в ДОО в условиях развития современного общества
Опубликовано: 30 мая 2024 в 21:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание детей старшего дошкольного возраста из неполных семей в ДОО в условиях развития современного общества» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Есаулова (УИ 1647840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД