Анжелика Есаулова
Воспитание детей старшего дошкольного возраста из неполных семей в ДОО в условиях развития современного общества
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В ДОО
Есаулова А. В. 1
1Есаулова Анжелика Валерьевна,
воспитатель МБДОУ Детский сад № 178, г. Иваново
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы полоролевого воспитания детей в неполных семьях, а также возможности взаимодействия родителей и дошкольной образовательной организации для наиболее гармоничного развития в ребёнке женских и мужских качеств.
Ключевые слова: полоролевое воспитание, неполные семьи, гармоничная личность, ценностные установки.
Полоролевое воспитание – это освоение ребенком норм поведения, развитие моральных ценностей и приобретению качеств настоящих мужчины и женщины. Оно направлено на формирование целостной личности, способной понимать своеобразие полов и умеющей выстраивать эффективные взаимоотношения с учетом гендерных особенностей.
В семье, где растёт ребёнок дошкольного возраста, полоролевое воспитание играет важную роль, особенно эмоциональный и психологический климат. Дошкольный возраст является очень важным для гендерного развития личности. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы женского и мужского поведения. Так же в этот период формируются первые представления ребёнка о своём теле (половая принадлежность, о социальном поведении мужчин и женщин. Уже к третьему году жизни у ребёнка формируется ощущение себя девочкой или мальчиком. Под влиянием среды и воспитания ребёнок учится различать так же пол окружающих его людей.
Очень важно, чтобы в доме, где растёт малыш, царили мир и согласие, а отношения между членами семьи были доброжелательные. Чтобы к ребёнку относились с теплом, любовью и пониманием, развивали положительное эмоциональное отношение к своему полу, гордость за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы [4].
Чтобы мальчики и девочки в будущем были счастливыми мужьями и женами, следует формировать у них множество нравственных качеств, присущих обоим полам: честность, справедливость, любовь к близким, трудолюбие, решительность, культура поведения, доброта и пр. Но проявления определённого набора нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными по интенсивности и степени выраженности.
Грамотное полоролевое воспитание необходимо для развития гармоничной личности с нравственными идеалами и общественно- полезными установками. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в девочках традиционных женских качеств – доброты, нежности, сострадательности и прочее, а в мальчиках традиционных мужских качеств – смелости, решительности, активности, инициативности и пр.
Формирование всех этих качеств происходит по-особенному в неполных семьях. Неполными называются семьи :
• Разведённая (расторжение брака);
• Внебрачная (незарегистрированный брак);
• Осиротевшая (смерть одного из родителей);
• Распавшаяся (лишение родительских прав одного из родителей)
Существуют типичные ошибки, возникающие в неполных семьях в процессе воспитания детей :
1. Гиперопека – ребёнок и его проблемы выдвигаются на первое место ( следствие: формируется заниженная самооценка, подавляется самостоятельность, задерживается интеллектуальное развитие).
2. Запрещение общения ребёнка с отцом (матерью).
3. Повышенная ориентация на материальную заботу о ребёнке («чтобы был не хуже, чем другие»).
4. Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца».
5. Двойственное отношение к ребёнку (то вспышки любви, то раздражения, вымещения на нём своих разочарований и бед, и как результат, развитие у ребёнка невроза).
6. Отстранённость матери от ухода и воспитания ребёнка (безответность, недоброжелательное отношение к ребёнку, алкоголизм и пр.).
Все эти ошибки, и не только, нарушают процесс правильного полоролевого воспитания ребёнка, затрудняют социализацию, самосознание не дают моделировать образ будущей семьи и формировать жизненные ценности и ориентиры, а также развивать его стрессоустойчивость.
Однако, роль семьи несравнима по силе ни с одним из социальных институтов. Именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит процесс овладения им многими социальными ролями, усваиваются ценностные установки и ориентации, нормы поведения, закладываются основы нравственности человека. Семья стимулирует его социальную и творческую активность, способствует самореализации и самоутверждению.
К сожалению, в последние десятилетия рост числа неполных семей увеличивается. В словаре «Семейное воспитание» неполная семья определяется как семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми и образованная в следствии расторжения брака, внебрачного рождения, смерти одного из родителей или раздельного проживания [3].
В процессе полоролевой социализации, ребёнок строит своё поведение сообразно со своим полом, идентифицируя себя с отцом, матерью, братьями, сёстрами, сверстниками, литературными героями и старается им подражать. Но в результате появления неполных семей, у детей происходит нарушение становления личностных черт, характерных для того или другого пола.
Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях :
Важно, чтобы в окружении ребёнка с раннего детства присутствовали оба типа мышления – мужской и женский;
У выросшего в неполной семье ребёнка, нарушается система его отношений с другими людьми, несформированность навыков полоролевого поведения;
Дефицит мужского влияния в детстве может привести к трудности усвоения адекватной половой роли у мальчиков, и служить одной из причин развития гомосексуализма;
В ходе развития девочка дефицит мужского влияния существенно затрудняет её развитие как будущей женщины (осложняет формирование навыков межполового общения, что негативно отразится на её личной жизни);
У мальчиков, воспитанных без отца, трудно развивается способность управлять своим поведением, сочувствовать. Они чаще без инициативные, мнение целеустремлённые и уравновешенные, а также более робкие.
В условиях ДОО осуществление полоролевого воспитания можно использовать множество методов, разработанных известными
учёными таких как Каган В. Е., Исаев Д. Н., Градусова Л. В., Репина Т. А. и других.
Например, воспитывать у девочек и мальчиков представления о женственности и мужественности, о содержании ролей в семье можно использовать беседы по литературным художественным произведениям (сказки, рассказы, реальные случаи из жизни группы, которую посещают дети и специально созданные педагогом ситуации.
Детский сад помогает детям из неполных семей формировать в себе правильные стереотипы поведения и общения будущих мужчин и женщин, накопление сведений о мужественности и женственности.
Большое воспитательное значение имеет не только образовательная деятельность, но и режимные моменты, во время которых создаются оптимальные условия для межполового общения и взаимодействия. Во время проведения режимных моментов педагог может ненавязчиво давать информацию, что мужественный мальчик (настоящий мужчина) никогда не обидит девочку (будущую женщину, а наоборот всегда придёт ей на помощь, возьмёт на себя самые трудные задачи и защитит её от неприятностей и опасностей. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным оказывать помощь девочкам, уступать им место, дорогу, пропускать вперёд, помогать донести тяжёлые вещи и т. д. Девочкам нужно объяснить и привить чисто женские эталоны поведения: доброта, скромность, обаяние, сердечность, аккуратность, нежность, приветливость, заботливость, способность благодарить мальчиков за помощь, проявлять заботу об окружающих.
Для закрепления представлений о мужественности и женственности в педагогическом процессе особое внимание следует уделять дидактическим играм, например: «Кто это делает?», «Женские (мужские) профессии», «Что делают женщины (мужчины?» - для воспитания уважения к людям труда и формирования у детей представлений о мужских и женских профессиях; «Наши мамы и папы» - для воспитания любви к близким и формирования умения выделять сходства и различия между представителями разного пола; «Что носят женщины (девочки?», «Одежда для мужчин (мальчиков)» - формирование представлений о различии в одежде мужчин и женщин.
В полоролевом воспитании особое место занимает устное народное творчество, фольклор. Это огромное разнообразие потешек, колыбельных, закличек, пословиц, поговорок, частушек, считалок и т. д. Через их разнообразие ребёнок познаёт родную речь, развивается умственно и духовно, знакомится с этическими заповедями. И, конечно, огромное значение в полоролевом воспитании играют, доставшиеся нам в наследство, бесценные русские народные сказки.
Выстраивание полоролевых взаимоотношений между мальчиками и девочками формируется также в процессе игровой деятельности в творческих, сюжетно – ролевых, театрализованных играх. Дети чаще играют в однополых группах и педагогу необходимо учитывать гендерные предпочтения детей, направлять их для совместной игровой деятельности. Например, девочки играют в больницу, лечат больных, а мальчики могут быть пациентами; девочки играют в куклы, а мальчики строят из конструктора для кукол мебель; мальчики водят транспорт, а девочки пассажиры и т. д.
Таким образом, перед дошкольными образовательными организациями, а также перед родителями неполных семей стоит задача воспитания партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, которые направлены на освоение ими многообразия гендерных ролей. Осознание ребёнком своей половой принадлежности, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование жизненных и ценностных установок. Процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста связан со становлением полоролевой идентификации растущей личности, её умении анализировать представления о самом себе как о своём предназначении быть мужчиной или женщиной.
Список используемой литературы:
1. Гребенников И. В., Ковинько Л. В. Семейное воспитание : Краткий словарь / М. : Политиздат, 1990. - 319 с.
2. Иванова Н. П. Неполная семья : особенности социализации детей / Н. П. Иванова // Соц. педагогика. - 2011. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр. : с. 121.
3. Назаров В. И., Моторина Н. В. Предпосылки развития компетентности взаимодействия воспитателей с воспитанниками в условиях дошкольных образовательных организаций // Научно-методический журнал «Вестник ВлГУ». – ВлГУ, 2021. – № 47 (66) – 174 с. (Педагогические и психологические науки) – С. 136-146
4. Проблемы неполных семей / авт. -сост. Л. М. Волкова, Н. П. Бурдыко. - Минск: Красико-Принт, 2011. - 125 с. - Библиогр. : с. 123-124.