ирина авдеева
Статья «Влияние учебно-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
Авторы: Кожара И. В., Авдеева И. А.
Опубликовано: "Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования", 2010 год
Понятие познавательная активность, присущая дошкольнику, имеет ряд ключевых компонентов: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и развитие нравственно - волевых качеств. Обратимся к анализу психолого - педагогической природы компонентов активной познавательной позиции дошкольников. Познавательный интерес представляет собой побуждение к деятельности, выражающийся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции ребенка, способствующей самостоятельному поиску и применение знаний в жизненной практике.
Публикация «Статья „Влияние учебно-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольника“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важнейшим компонентом познавательной активности является радость познания. Свое отношение к деятельности дошкольник выражает через эмоции, поэтому радость от процесса познания вызывает у ребенка желание заниматься этой деятельностью, способствует развитию интереса. Еще одно звено познавательной активности – рефлексивный компонент, т. е. понимание успеха в деятельности, особенно в ведущей, так как именно она, согласно Л. С Выготскому, ведет за собой психическое развитие. Для дошкольника ведущей является игровая деятельность, поэтому самостоятельность и успех в ней так необходим ребенку. Составляющим компонентом познавательной активности дошкольника является наличие нравственно – волевых качеств личности. Настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, честность помогают получать знания и добиваться поставленной цели.
Перечисленные нами ключевые компоненты познавательной активности дошкольника не случайно выделены и раскрыты, так как именно в процессе учебно-дидактических игр все они получают возможность для развития. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка учебно-дидактические игры, отвечающие следующим требованиям: способность порождать непосредственный интерес у детей; предоставление детям возможности проявить свои способности; обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков; получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.
Технически сложные и дорогостоящие игрушки вызывают у детей обычно лишь временный интерес и малополезны для развития активной познавательной позиции дошкольника. Грамотно подобранные учебно-дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать их, в которых дошкольники открывают для себя новые знания, самостоятельно применяют их, переживают ситуацию успеха – наоборот стимулируют данный процесс.
Список литературы
1. Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе активной познавательной активности младших школьников // Начальная школа. -2009-№10.-С. 18.
2. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. -4-е изд. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-Кн. 2; Психология образования. -345 с.