Получи документы

Влияние сказки на личностное развитие дошкольника

Сотникова Лариса
Влияние сказки на личностное развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: «Влияние сказки на личностное развитие дошкольника».

Сотникова Лариса Николаевна – педагог дошкольного образования- 2021г.

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребёнок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Публикация «Влияние сказки на личностное развитие дошкольника» размещена в разделах

Сказки есть в каждом доме, конечно, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Но с развитием массового телевидения и компьютера читать детям стали значительно меньше. Телевизор и компьютер в этом поединке с книгой без труда вышел победителем. Смотреть зрелище легче и интересней. Ребёнок чаще сидит у телевизора и компьютера, чем с книгой.

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, можно использовать специальную универсальную схему Л. Б. Фесюковой. Она помогает этот пробел ликвидировать. Эта схема выглядит следующим образом:

Название сказки.

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышление и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки.

Вполне понятно, что эти семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше.

Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Не должно смущать, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует данную методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. Направлений можно сформировать бесконечное множество.

Таким образом, схема – лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармонического развития детей.

А теперь кратко рассмотрим, что собой представляет каждый раздел этой схемы.

Нравственный урок – главный смысл сказки, он нацеливает маленького слушателя, читателя для моральных установок, которые закладываются в его душе, в его сознании. Нравственный урок даёт воспитателю и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герои хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Приведу несколько примеров:

Сказка «Принцесса на горошине».

Нравственный урок – «изнеженность – достоинство принцесс…»

Сказка «Рукавичка».

Нравственный урок предлагается раскрывать с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде».

Воспитание добрых чувств. Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающим мире. Но вспомним о том, что понятие достаточно ёмкое. Каким мы представляем себе доброго человека – любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Речевая зарядка. Этот раздел способствует воспитанию красивой речи: умение правильно задавать вопросы, придумывать несколько однокоренных слов (лес – лесок – лесовичок, срифмовать два слова

(кузнец – удалец, составить достаточно длинное, распространённое предложение в игре «От каждого - по словечку», придумывать новое название известных сказок и т. д.

Развитие мышления и воображения.

Здесь особо обращаем внимание на развитие ребёнка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника : оно делает его жизнь индивидуально – творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку.

Сказка и математика. Здесь находят место необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки. На основе сказки придумываются задачки или считалки, задачки с числами или рифмованная строчка о цифре, сказки – задачки.

Сказка и экология.

Одной из важнейшей задач, стоящих сегодня на повестке дня – формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причём доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогает игра «А если бы….», которая ставит ребё нка в позицию исследователя:

А если бы не наступила весна?

А если бы пропал ветер?

А если бы погасло солнце? И т. д.

Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща с взрослыми. Вот так, с помощью игр в ходе сказки мы знакомим детей с природой во всём его многообразии.

И последняя рубрика «Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

Таким образом, не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Миллионы людей первые основы нравственного воспитания получили на ярких примерах народной сказки.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение.

Необходимо отметить, что сказка на всём протяжении обучения должна оставаться для ребёнка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удаётся избежать, если воспитатель выступает на занятии не как педагог – диктат, а как сказатель, актёр и режиссёр сказочного действия, активными участниками которого являются прежде всего дети.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние сказки на личностное развитие дошкольника
Опубликовано: 31 января 2021 в 12:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние сказки на личностное развитие дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Сотникова Лариса (УИ 865596) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД