Лилия Кудрявцева
Влияние цифровой трансформации на деятельность дошкольных образовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Цифровая трансформация – это внедрение различных цифровых и информационных компьютерных технологий в различных сферах жизни общества, которое в свою очередь является следствием четвертой промышленной революции [2]. Изменения, происходящие в обществе, носят глобальный характер и не могут не затронуть и систему дошкольного образования.
Одним из наиболее значительных новшеств в процессе социализации детей дошкольного возраста, в последние два десятилетия стало активное их знакомство с цифровыми технологиями. Значительная часть детей, приходя в дошкольное образовательное учреждение уже имеет опыт знакомства с различными цифровыми устройствами. Для многих из них цифровые устройства представляют большой интерес и являются одной из форм познания окружающего мира. Безусловно, качественное изменение навыков, интересов и поведенческих практик детей, приходящих в дошкольное образовательное учреждение, требуют от него адаптации к новым условиям информационного общества.
Публикация «Влияние цифровой трансформации на деятельность дошкольных образовательных учреждений» размещена в разделах
Важным аспектом цифровой трансформации педагогической деятельности в системе дошкольного образования стал перевод различного документооборота в электронный формат. В результате чего деятельность педагога стала тесным образом связана с работой в электронных системах, базах данных, текстовых и графических редакторах (Microsoft Word, Office, Excel и др.). Даже те, педагоги, которые ранее неохотно знакомились с информационными технологиями, были вынуждены включиться в этот процесс. Следствием чего, в свою очередь стала возможность для работников дошкольных образовательных учреждений использовать цифровые инструменты в рамках осуществления педагогической деятельности.
Под воздействием цифровизации кардинально изменилась и работа педагога с родителями. Появление мессенджеров и общих чатов (WhatsApp, Viber, Telegram) позволили оперативно и своевременно контактировать родителям с педагогами, предоставляя дошкольному образовательному учреждению целый ряд дополнительных возможностей для реализации своей воспитательной функции. Официальные сайты дошкольных образовательных учреждений содержат сведения об образовательных программах и работе учреждения, позволяют информировать родителей о мероприятиях, в которых их дети принимают участие, что также увеличивает их вовлеченность в образовательно-воспитательный процесс и повышает уровень взаимодействия с педагогическим составом. В целом цифровая трансформация, привела к тому, что родители могут принимать значительно большее участие в деятельности дошкольного учреждения чем раньше.
Значительное влияние цифровая трансформация оказала также и на части деятельности педагогов, связанной с самообразованием. Электронные ресурсы позволяют наладить коммуникацию между работниками дошкольного образования из разных городов, что привело к тому, что обмен знаниями внутри сферы в последние годы значительно усилился. В свободном доступе для педагогов из разных регионов страны оказались методические разработки ведущих специалистов. Большое распространение получили различные интернет-курсы по профессиональной переподготовке и получению дополнительных навыков. В целом современный педагог дошкольного образования вынужден гораздо больше учиться и повышать уровень своей квалификации для того, чтобы успешно осуществлять свою деятельность, чем до цифровизации.
Значительным образом цифровая трансформация отразилась на общении педагога дошкольного образовательного учреждения с детьми. Применение компьютерных технологий в ходе занятий, на сегодняшний день, стало достаточно распространённым явлением [3]. Во многих детских садах обычной практикой является проведение интерактивных обучающих игр с применением ИКТ. Используются различные мультимедиа средства, такие как проектор, с помощью которого, детям показываются обучающие презентации, которые, свою очередь, педагог подготавливает самостоятельно, используя такие программы как Canva, PowerPoint и др. Применение интерактивных цифровых технологий, как правило позволяет добиться большего интереса и вовлечённости в процесс у детей, нежели традиционные методы, однако необходимо учитывать возможный вред для здоровья от чрезмерного использования электронных устройств, поэтому педагогам в своей работе необходимо строго следовать нормам СанПиН и ограничивать применение цифровых средств в обучении.
Невозможность осуществления образовательного процесса в современном ДОУ без привлечения информационных технологий была отмечена и в ФГОС [1], где была утверждена необходимость обеспечения дошкольных учреждений различными техническими средствами, компьютерными программами, подписками на образовательные сервисы и свободным доступом в интернет. Действительно, модернизация, приобретение технических средств стали одним из важных направлений в деятельности ДОУ.
Таким образом, можно говорить о том, что цифровая трансформация оказала значительное влияние на целый ряд аспектов деятельности дошкольных образовательных учреждений. Однако, цифровая трансформация продолжается, и дошкольному образованию предстоит и далее изменяться, для того чтобы идти в ногу со временем.
Литература.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
Уваров А. Ю., Ван С., Кан Ц. и др. Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект//Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования 26–27 сентября 2019 г. Москва//; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Изд. дом Высшей школы экономики, М. : 2019. — 155 c.
Курчатова Н. Ю, Шарапуто С. В. /Цифровые технологии в образовательном процессе детского сада. - 8 c.