Шамсиева Юлия
Техника рисования на воде «эбру» для развития творческих способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ НА ВОДЕ ЭБРУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация «Техника рисования на воде „эбру“ для развития творческих способностей у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
Аннотация. Статья посвящена развитию творческих способностей у дошкольников по средствам техники рисования Эбру, которая даёт возможность сделать процесс изобразительного творчества более интересным, увлекательным и продуктивным.
Ключевые слова: техника рисования, рисование на воде, «Эбру», развитие дошкольников.
Annotation. The article is devoted to the development of creative abilities in preschoolers by means of the Ebru drawing technique, which makes it possible to make the process of visual creativity more interesting, fascinating and productive.
Keywords : drawing technique, drawing on water, "Ebru", development of preschoolers.
Введение. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед системой дошкольного образования встаёт важная задача развития творческого потенциала детей, так как основы личности закладываются ещё в дошкольном возрасте.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира, развивает ребенка эстетически, учит наблюдать, анализировать, думать, оказывает влияние на творческое развитие.
В дошкольном возрасте многие дети не любят рисовать, так как испытывают страх перед белым листом. Они боятся, что у них не получится рисунок или картина, услышать критику от взрослых и сверстников. Всё это приводит к потере интереса к изобразительной деятельности.
Материалы и методы. Искусство Эбру зародилось в 11 веке. «Танцующие краски», «волнообразная бумага» или «плавающие краски» - так в странах Востока называют искусство Эбру.
Суть техники «Эбру» в том, что у жидкостей разная плотность, поэтому краски не тонут, а удерживаются на воде, создавая тонкую плёнку. В Эбру используются только натуральные материалы: кисти из конского волоса, краски из желчи животных, экстракт гевеи для раствора воды. Для создания узоров и рисунков используют кисть, чтоб разбрызгивать краски по воде. Для «вытягивания» краски используют палочки, шило. Чтоб равномерно по всей поверхности распределить волнообразные линии - используют гребень. По окончании рисунка его можно перенести на бумажный лист, а также можно перенести и на дерево, ткань, керамику и кожу. Даже опытный художник не знает, как будут «танцевать» краски на воде в новом каждом рисунке.
Можно задать вопрос: «Зачем ребенку рисование на воде, если есть стандартные изобразительные средства: карандаши, фломастеры, восковые мелки и акварель?» Рисуя карандашами или красками, ребенок не может полностью выразить свои психологическое состояние на листе бумаги. Рисование на воде даёт возможность детям побывать в роли экспериментаторов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок.
Самое главное, что рисование в технике «Эбру» не требует от ребёнка никаких умений, даже совсем не умея рисовать, у него получится создать необычную красивую картину, просто проведя палочкой по краскам на воде.
Работая в детском саду, используя данную технику рисования, мы пришли к выводу, что для будущих школьников техника «Эбру» будет способствовать развитию исследовательской деятельности, памяти, эстетического вкуса, познавательных способностей, воображению, вниманию, мелкой моторики, сформирует терпение и выдержку.
Ознакомление с техникой «Эбру» организовывать начали на занятиях старшего дошкольного возраста. Для проведения занятий в группах приобрели необходимое оборудование: лотки формата А 4, краски, гребешки.
Дети рисовали индивидуально или парами. Работая в паре, они могли обсуждать, делиться своими наблюдениями, советоваться, где на поверхности воды поставить точку или провести тонкой палочкой, чтобы получился стебель, лепесток или какой-либо узор.
Создавая общую композицию, происходит обмен творческой энергией. Рисование не утомляет детей, а наоборот, у них появляется работоспособность, активность на протяжении всего занятия.
Обсуждение. Воспитанники воспринимают сам процесс рисования на воде, как настоящее волшебство. Завораживающе смотрят, как капли краски растекаются по воде, как один цвет ложится на другой, превращаясь в цветок, дерево, дельфина или бабочку. Начиная творчески размышлять, сравнивать и плавными движениями с палочкой в руке, дорисовывать лепестки цветка или сказочный узора. А когда ребёнок сам переносит своё творение на лист бумаги, при этом оставляя воду кристально чистой, вызывает у него великий восторг, желание показать свое «чудо» всем и получить только положительную «оценку». В данной технике рисования у детей на листе бумаги создаются настоящие шедевры, ни один рисунок не повторяется.
Воспитанники любят экспериментировать и техника Эбру даёт такую возможность - декоративно украсить изделия. Нам захотелось узнать, что будет, если нанести рисунок на ткань и дерево. Дети создавали фон и рисунок для декоративных украшений: фоторамки, цветочного горшка, футболки, носочков и платочков. Дошкольники, затаив дыхание, следили за процессом, как осторожно опускались предметы в воду с краской и преобразовывались в новые, яркие и необычные изделия. От этого эксперимента воспитанники получили положительные эмоции и восхищение. Так же для развития творческого мышления мы используем заламинированные готовые рисунки в технике Эбру, выполненные детьми, что дает возможность любому ребёнку дополнить фон новым элементом из пластилина.
Важно заметить, что данная техника рисования стала способствовать развитию у дошкольников ручной умелости и зрительно - двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму.
Благодаря рисункам на воде, ребёнок быстрее осваивал понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года, закреплял знания о животных, растениях, геометрических фигурах.
Заключение. Нам, как педагогам, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, дало открытие, что это помогает развивать в детях творческое воображение, познавательную деятельность, мышление, мелкую моторику, наблюдательность, а также формировать связную речь и словарный запас у ребёнка. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел стал богаче.
Работая с детьми, пришли к выводу, что ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, восторг, изумление и удивление. Дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.
Даже самый неуверенный ребенок убедился, что нетрадиционная техника рисования проста, доступна и интересна.
Литература
1. Коршикова, Н. М. Обучение искусству эбру — рисованию на воде / Н. М. Коршикова, Т. А. Шкарубо. - Москва: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - 224 с. - URL : https://moluch.ru/archive/303/68459/ ( дата обращения: 27.01.2023).
2. Окульская, Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру / Л. В. Окульская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65. — URL : ://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10385/ ( дата обращения: 25.01.2023).