Ольга Панфёрова
Использование метода проектной деятельности для решения вопросов патриотического воспитания у старших дошкольников
Использование метода проектной деятельности для решения вопросов патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие российского государства и общества, введение федеральных государственных стандартов ставит перед педагогами новые задачи в области воспитания молодого поколения. На первый план выходят вопросы не интеллектуального, а духовно-нравственного развития ребенка.
Публикация «Использование метода проектной деятельности для решения вопросов патриотического воспитания у старших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время всё заметнее обозначается проблема утраты нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Меня, как и многих воспитателей, беспокоит распространение таких качеств, как равнодушие, индивидуализм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Все чаще при ответе на вопрос, что труднее современным дошколятам : построить модель будущего космического корабля, решить логическую задачу или найти выход из конфликтной ситуации со сверстниками, приходится констатировать - последнее труднее. В том, что у наших воспитанников есть сложности в построении положительных коммуникаций, виноваты и взрослые тоже. По мнению многих родителей развитие, в первую очередь, связано с формированием у будущего школьника интеллектуальных умений; меньше значения они придают вопросам развития нравственной сферы. А ведь эти два важных аспекта можно успешно решать, если умело применять метод проектов.
В процессе проектной деятельности эффективно систематизируются первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также дошкольник получает возможность самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. И примером тому стала работа в рамках большого проекта «Интересные встречи», организованная мною в старшей группе. Познавательную информацию дети получали из уст родителей самых разных специальностей, которые охотно откликнулись на мое предложение рассказать о своей профессии. Дети учились задавать интересные вопросы, решать проблемные задачи. В рамках мини-проекта «Скорая помощь детям» научились оказывать элементарную медицинскую помощь, сохранять своё здоровье вовремя прогулки. Проект «Песни под гитару» показал, как могут объединять людей общие песни. Во время проекта «Эти руки не для скуки» познакомились с настоящими столярными инструментами, правилами безопасности при работе с ними, под руководством папы сделали настоящую полку для игрушек. На встрече «Волшебный клубок» дети обогатили представления о шерсти, её видах, попробовали вязать спицами. «В гостях у ателье» - познакомились с ручной швейной машинкой, научились делать простые швы.
Окружающий ребенка мир многообразен. Это мир предметов, которые помогают ему понять окружающую действительность, и мир взрослых, с которыми ребенок общается: и семья, и детский сад, и родной поселок, Родина.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Именно они, родители, должны стать моими главными союзниками, партнерами при решении непростой задачи - воспитания будущего патриота. А как сделать их партнерами в таком непростом деле? Чтобы увлечь их своими замыслами, нужно, несомненно, заинтересовать их тематикой предстоящей проектной деятельности, найти каждому тему, созвучную их душе, их желаниям, интересам, а также продемонстрировать возможности проектной деятельности. Проведенная консультация помогла взрослым вникнуть в особенности организации проектной деятельности с детьми 6-7 лет и понять основную ее цель.
Современных родителей не удивишь информацией с интернета. Где и что найти, они знают лучше нас. А вот как построить разговор, чтобы защемило в груди, вот это вопрос… Поэтому, продумывая тематику проектов на предстоящий год, я учитывала: возраст и индивидуальные особенности детей моей группы, перспективное планирование на год, государственные праздники, а также особенности и возможности родителей, моих первых помощников и соратников. А здесь важно всё : уровень их открытости, коммуникативной культуры, интерес к истории семьи, родного края, а также понимание значимости дошкольного детства в развитии ребёнка. Большинство семей с воодушевлением приняли предложение о проведении в этом году таких проектов, как «Сохраним здоровье сами», «Мама милая моя» (посвящен Дню Матери, «Ёлочка — красавица», «Герои нашего города», «Папа - мой друг», «Встречаем весну» (Масленица, «Наши прадеды». А также предложили и свои темы - «Красная книга нашего поселка», «Дом, в котором я живу» (о малой Родине).
В этом году мои воспитанники будут прощаться с детским садом и мне захотелось, чтобы каждый наш праздник, каждый досуг стал для них социально-значимым мероприятием, наполненным светлыми эмоциями и интересными знаниями. Благодаря эффективному взаимодействию с родителями неповторимым событием стал в этом году утренник «Осень в наших Дубровицах». Готовили этот праздник вместе с детьми и родителями. Зал украсили детские работы: разноцветные дубовые листья, осенние рисунки и оригинальная фотовыставка осенних пейзажей и достопримечательностей родного поселка. Удивительно проникновенно исполняли дети песни о России, малой Родине. Песенные номера сменяли поэтические, дети увлеченно создавали макеты самых интересных зданий поселка, а три необыкновенных видеоклипа с участием детей, специально созданных родителями к этому дню, стали прекрасным дополнением к празднику. Замечательной получилась и музыкальная гостиная «Мама милая моя» по совместно разработанному сценарию. Подготовленная выставка оригинальных работ «Мамины руки», концерт с участием детей, старших сестер и братьев, а в завершении вечера чувственный видеоролик «Я и мамочка моя»… Такой праздник запомнится надолго!
Понимаю, что теперь мы на верном пути. В совместной проектной деятельности каждый получает необходимый бесценный опыт. Родителям он нужен для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, а педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.