МААМ-картинки

Одаренные дети в системе художественно-эстетического образования

Алсу
Одаренные дети в системе художественно-эстетического образования
▼ Скачать + Заказать документы

А. Р. Зайнуллина

Управление образованием

Алькеевского муниципального района РТ

методист по ресурсно-методическому обеспечению

Школьная библиотека -

центр интеллектуального и творческого развития детей.

Глава Российского книжного союза Сергей Степашин в одном интервью газете «МК», сказал: «По последним данным РКС, среди детей дошкольного и младшего школьного возраста по количеству и качеству чтения мы занимаем второе место в мире - впереди только Гонконг. Среди 15-летних - а это возраст, когда активнее всего формируется человек, - мы уже на 40-м месте в мире. А 70% взрослых россиян не читают вовсе.

Публикация «Одаренные дети в системе художественно-эстетического образования» размещена в разделах

Хуже того. Нынешние взрослые не читают и своим детям, и это огромная проблема. Лишь 10% наших малышей слышат свою первую книгу от мамы с папой или бабушек и дедушек. Подавляющее большинство знакомится с книгой в детском саду или в школе». И не соглашаться этими словами просто невозможно.

Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях библиотеки очень актуален на сегодняшний день, так как падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения, и именно через привитие интереса к чтению можно развивать творческие способности ребёнка.

Ученые считают, что формирование интеллекта зависит на 90% от чтения и только на 10% от других факторов. Но только хорошо продуманной, систематической работой можно добиться интеллектуального и творческого развития детей, а не эпизодическими встречами читателя и библиотекаря. Поэтому задача школьного библиотекаря состоит не только в формировании у ребёнка интереса и любви к книге. Он призван выполнять и воспитательные задачи: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти.

В работе школьной библиотеки можно выделить несколько факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал.

1)Фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом достаточно долго, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.

2)Личностный фактор. Отношения библиотекаря и ребенка складываются на личностном уровне.

3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает в контакте с другими учителями, что позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых. В то же время она является более демократичным учреждением, чем школа. И формы организации работы библиотеки могут быть разные, ориентированные на разновозрастные группы учащихся.

В процессе массовой работы библиотека может широко использовать игровые моменты. Интеллектуальные игры стимулируют познавательный интерес, трудовую активность, раскрепощают личность ребенка, помогая ее самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игры дают возможность детям самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Библиотекарями практикуется большое количество интеллектуальных игр – викторин, конкурсов, предполагающих демонстрацию определённого уровня знаний. При проведении игр можно использовать компьютерные технологии, что сделает их более привлекательными для современного ребенка.

Для более дифференцированного воздействия на читателя можно разыгрывать ситуации разного уровня сложности с использованием разных сюжетно-ролевых игр. Сколько радости приносят детям элементы таких игр, как «Поле чудес», «Звездный час», «Что? Где? Когда?», во время которых они развивают воображение, абстрактное мышление, эмпатические способности.

Умело построенные интеллектуальные игры формируют познавательные интересы детей. Вовлечение ребёнка в пространство игры помогает укрепить связи между различными сторонами его интеллекта, гармонизируя в целом мир личности. И при организации игр должно действовать одно золотое правило - «как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Для личного самоутверждения детям можно дать разные варианты творческих заданий. Это может быть сочинять сказку на известные сюжеты с новым содержанием, придумывать и играть этюд. Например, как благодаря знанию этикета Красная Шапочка победила злого волка, или как Буратино выходил из сложных ситуаций, проявляя воспитанность и такт. Все это создает у ребенка ощущение творческой личности.

Наряду с бумажными носителями информации значительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывают мультимедиа технологии и глобальные информационные сети. Книгу нельзя противопоставить новым технологиям, а надо объяснить ребенку какие преимущества есть у того и другого. Используя Интернет, можно привлечь внимание детей к интересной книге. А читать целиком всю книгу будут в традиционной версии, так удобнее.

Особенный контингент школьных библиотек составляют «маленькие вундеркинды», которые с удовольствием читают словари и энциклопедии. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результатов в сфере, которая ему интересна. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают сложное дело, с которым не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых. Не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше всего попробовать вместе еще раз.

Немалую роль в работе с такими детьми должна играть библиотека, которая имеет уникальные условия и возможности для работы с ними. Школьный библиотекарь, как наставник, оказывает помощь в проектной деятельности, учит работать с текстами, проводит интеллектуальные игры и конкурсы, помогает выявить суть прочитанного материала, развивает способность делать самостоятельные выводы. Обсуждение, нацеленное на интерпретацию прочитанной книги, помогает интеллектуальному развитию одаренных детей и не только. Одаренные дети обычно проявляют повышенную активность на обсуждении, они не только отвечают на поставленные вопросы, но и сами задают их, проявляя этим пытливость ума. Живая дискуссия позволяет свободно высказываться всем желающим. Даже самые робкие, вдохновленные примером своих сверстников в режиме свободного обмена мнениями, могут высказаться. Школьная библиотека – место, где ребенок может осуществить свое право на культурное, интеллектуальное и творческое развитие личности, право на специализированную помощь в образовании.

В 21 веке очень трудно отвлечь детей от всепоглощающих инновационных технологий и привлечь в хранилище книг - библиотеке. Поэтому школьному библиотекарю очень важно связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребёнку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советником и наставником.

Исходя из всего изложенного, можно сказать, что библиотека может и должна развивать интеллектуальные и творческие способности детей. В то время, когда не перед всеми детьми открыты двери музыкальных школ и студий, двери библиотеки должны широко распахнуться для всех, давая возможность каждому входящему обрести духовные силы, душевное спокойствие и радость общения с прекрасным.

Список источников:

1. Гуща В. Библиотекарь тоже педагог// Уральский федеральный округ: Обществ. - полит. журнал. 2006.- №5-6. С. 72-73.

2. Малинецкий Г. Г. Чтоб сказку сделать былью… : высокие технологии – путь России в будущее / Г. Г. Малинецкий. – Изд. 2-е. – М. : URSS, 2013. – 247 с. : ил. – ( Синергетика : от прошлого к будущему : Будущая Россия : № 58).

4. https://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2010/bd08.pdf

5. https://www.detskiysad.ru/ped/obrazovanie14.html

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет» Цель: Закрепить название цвета, различать цвет и его оттенки, различать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия,.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Одаренные дети в системе художественно-эстетического образования
Опубликовано: 26 мая 2020 в 10:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Одаренные дети в системе художественно-эстетического образования» (включая файлы) размещена пользователем Алсу в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД