Брик Лариса Викторовна
Роль игр в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«В игры играем, речь развиваем»
Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Младший дошкольный возраст – этап активного речевого развития, является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители, бабушки и дедушки, воспитатели детского сада. От того, как они говорят, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему будет высказывать свои мысли, тем шире его возможности в будущем, в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Именно эти важнейшие качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.
Публикация «Роль игр в развитии речи дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки, сидеть дома за письменным столом и повторять наизусть стихотворения. Существует множество игр, интересных и простых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине, в транспорте или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребё нок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, старайтесь подбирать игры с учетом интересов детей, а также возраста.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
В игре ребенок накапливает значительный опыт. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Эмоциональное речевое взаимодействие родителя с ребенком является наиважнейшим обстоятельством: чем чаще ребёнок испытывает положительные эмоции, тем выше будет его стремление говорить, делиться своими чувствами и переживаниями.
Игры, направленные на развитие речи, в которые можно поиграть по дороге в детский сад или возвращаясь из детского сада:
«Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и называть, какие они. Вот машина – она синяя. Я заметила кошку - она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок).
Учите ребенка находить и придумывать рифмы. Например: сок-носок, палка- галка, огурец-молодец и т. д.
«Загадки»
Загадайте ребёнку загадки про овощи, фрукты, животных и т. д. Например, «Он зелёный, длинный, с пупырышками». Если ребенок затрудняется, продолжите: «Я его добавляю в твой любимый салат и т. д.»
Игры, направленные на развитие речи, в которые можно поиграть на кухне:
«Приготовим сок»
Из яблок сок - яблочный, из груш - грушевый и т. п. Справились? Наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.
«Золушка»
Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите ребенку их рассортировать. Посчитайте вместе с ребёнком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика. Давно известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи.
«Кот в мешке»
Подберите несколько небольших фруктов и овощей разной формы (яблоко, груша, банан / помидор, огурец, морковь). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребёнок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их.
«Холодно - горячо»
Пусть ребенок выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету). Позовите ребёнка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками «холодно», «теплее», «горячо».
Игры, направленные на развитие речи, в которые можно поиграть перед сном:
«Свети фонариком»
Можно просто светить на стены фонариком, а можно усложнить ребенку задание, предложив посветить на картину, дверь, стул, окно и т. д.
«Три тишины»
Папа, мама и ребенок замолкают на две-три минуты и внимательно прислушиваются к звукам за окном. Когда время молчания заканчивается, каждый по очереди рассказывает, что он услышал. Например, мама услышала, как за окном чирикает птичка. Папа услышал, как во двор заехала машина. А что интересного услышал Ваш малыш?
«Обнимашки»
Обнимите малыша и скажите ему на ушко три-пять ласковых слов. Например: любимый, умный, послушный, сильный, смелый. Поменяйтесь ролями и послушайте приятные слова о себе. Эта игра сделает вас ближе и вселит в ребенка чувство уверенности в своих силах.
«Песенки и стишки»
Укладывая детей спать, полезно напевать им короткие колыбельные песенки, негромко рассказывать подходящие стихи. Как только стал засыпать малыш – не торопитесь уходить из его комнаты, посидите на кровати пять – семь минут, рассказывая, какой он у вас замечательный, лучший, обожаемый.
Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе, именно сейчас, в дошкольном возрасте, для взрослых так важно максимум своего времени и сил уделить речевому развитию через игры.