МААМ-картинки

Роль игр в развитии речи дошкольника

Брик Лариса Викторовна
Роль игр в развитии речи дошкольника

«В игры играем, речь развиваем»

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Младший дошкольный возраст – этап активного речевого развития, является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители, бабушки и дедушки, воспитатели детского сада. От того, как они говорят, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему будет высказывать свои мысли, тем шире его возможности в будущем, в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Именно эти важнейшие качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки, сидеть дома за письменным столом и повторять наизусть стихотворения. Существует множество игр, интересных и простых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине, в транспорте или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, старайтесь подбирать игры с учетом интересов детей, а также возраста.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

В игре ребенок накапливает значительный опыт. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Эмоциональное речевое взаимодействие родителя с ребенком является наиважнейшим обстоятельством: чем чаще ребёнок испытывает положительные эмоции, тем выше будет его стремление говорить, делиться своими чувствами и переживаниями.

Игры, направленные на развитие речи, в которые можно поиграть по дороге в детский сад или возвращаясь из детского сада:

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и называть, какие они. Вот машина – она синяя. Я заметила кошку - она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок).

Учите ребенка находить и придумывать рифмы. Например: сок-носок, палка- галка, огурец-молодец и т. д.

«Загадки»

Загадайте ребёнку загадки про овощи, фрукты, животных и т. д. Например, «Он зелёный, длинный, с пупырышками». Если ребенок затрудняется, продолжите: «Я его добавляю в твой любимый салат и т. д.»

Игры, направленные на развитие речи, в которые можно поиграть на кухне:

«Приготовим сок»

Из яблок сок - яблочный, из груш - грушевый и т. п. Справились? Наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.

«Золушка»

Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите ребенку их рассортировать. Посчитайте вместе с ребёнком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика. Давно известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи.

«Кот в мешке»

Подберите несколько небольших фруктов и овощей разной формы (яблоко, груша, банан / помидор, огурец, морковь). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребёнок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их.

«Холодно - горячо»

Пусть ребенок выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету). Позовите ребёнка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками «холодно», «теплее», «горячо».

Игры, направленные на развитие речи, в которые можно поиграть перед сном:

«Свети фонариком»

Можно просто светить на стены фонариком, а можно усложнить ребенку задание, предложив посветить на картину, дверь, стул, окно и т. д.

«Три тишины»

Папа, мама и ребенок замолкают на две-три минуты и внимательно прислушиваются к звукам за окном. Когда время молчания заканчивается, каждый по очереди рассказывает, что он услышал. Например, мама услышала, как за окном чирикает птичка. Папа услышал, как во двор заехала машина. А что интересного услышал Ваш малыш?

«Обнимашки»

Обнимите малыша и скажите ему на ушко три-пять ласковых слов. Например: любимый, умный, послушный, сильный, смелый. Поменяйтесь ролями и послушайте приятные слова о себе. Эта игра сделает вас ближе и вселит в ребенка чувство уверенности в своих силах.

«Песенки и стишки»

Укладывая детей спать, полезно напевать им короткие колыбельные песенки, негромко рассказывать подходящие стихи. Как только стал засыпать малыш – не торопитесь уходить из его комнаты, посидите на кровати пять – семь минут, рассказывая, какой он у вас замечательный, лучший, обожаемый.

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе, именно сейчас, в дошкольном возрасте, для взрослых так важно максимум своего времени и сил уделить речевому развитию через игры.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль игр в развитии речи дошкольника
Опубликовано: 11 сентября 2024 в 12:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игр в развитии речи дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Брик Лариса Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 сентября. День семейного общения. Передвижка «Общение с ребенком»

День семейного общения отмечается 12 сентября. Этот праздник посвящен налаживанию тесного контакта внутри семейного круга, ведь без общения нельзя построить крепкую, благополучную и счастливую семью.

11 сентября. День осенних прогулок. Передвижка «Осенняя прогулка»

 Осенние увлекательные прогулки можно проводить и в погожие, и в ненастные дни — отличное время, чтобы понаблюдать за изменениями природы.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД