Наталья Ворончихина
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в рамках организации культурно-образовательной практики
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в рамках организации культурно-образовательной практики
«Мастерская добрых дел»
Автор: Ворончихина Наталья Леонидовна
В осуществлении задач всестороннего воспитания маленьких детей важная роль принадлежит трудовому воспитанию. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, Макаренко А. С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, т. к. труд всегда был основой жизни. Обязательное качество всесторонне развитого человека – великое трудолюбие. Учеными Буре, Нечаева, Маркова, Сергеева, Година и др. уже изучен теоретический аспект проблем трудового воспитания, в частности определены виды, условия, содержание, методика организации трудового воспитания детей в детском саду. Однако наш опыт показывает, что современные дошкольники не умеют трудиться с удовольствием, не знают современных профессий, атрибутов трудовой деятельности взрослых, простейших трудовых операций. Причины такого положения дел мы видим в том, что взрослые эпизодически, формально используют труд в воспитательно – образовательном процессе, мало обращают внимание детей на труд взрослых.
Публикация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в рамках организации культурно-образовательной практики» размещена в разделах
В современных образовательных программах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями уделяется недостаточное внимание. Родители не проявляют заинтересованности, стремятся выполнить работу за него. В Концепции дошкольного образования отмечается: предметно - практическая деятельность традиционно относится к области трудового воспитания. При этом зачастую игнорируются собственные интересы ребенка в угоду формированию ответственности, настойчивости, дисциплинированности. В результате либо не формируется, либо угасает интерес к деятельности взрослых людей, изменяется суть ценностного отношения к труду и людям труда. Ребенок приобщается не к свободному, творческому труду как общечеловеческой ценности, а к труду принудительному, нужному лишь для получения одобрения и избегания наказания. Отсюда - мало чем оправданное отношение к ребенку как «трудолюбивому» или «ленивому» уже в дошкольном возрасте; формирование на основе этих ярлыков эмоционального неблагополучия и негативного отношения к трудовым заданиям.
Воспитателям необходимо преодолеть узко бытовую ориентацию в организации предметно - практической деятельности детей, в корне изменить методы вовлечение детей в эту деятельность и формы ознакомления с трудом взрослых. Расширить спектр практических дел путем включения ребенка в cферу реальных, а не искусственно придуманных для заботы о других. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых; стимулировать самостоятельные формы активности детей. Не трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания и обучения в детском саду, а развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воле в предметно практической деятельности.
Для педагогической практики типичны детализация и увеличение объема знаний о производстве (технологии, трудовых операций, сырье и т. п., в которых «тонет» человек труда, вместо этого детей нужно знакомить с его целями, трудностями, решениями, успехами, поражениями и победами, с переживаниями которые вызваны этими сторонами жизни взрослого. Путь к этим представлениям-совместная практическая деятельность детей со взрослыми, сюжетно-ролевая игра, искусство. Именно в этих видах деятельности и общения развиваются индивидуально-личностные свойства ребенка, которые не могут быть «переданы» в процессе прямого воспитания и обучения.
Принимая во внимание, исследования ведущих отечественных педагогов и руководствуясь рекомендациями Концепции дошкольного образования, мы считаем необходимо в современных условиях формировать у дошкольников трудолюбие в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Данная работа ведется на протяжении трех лет (младший, средний и старший возраста) в рамках организации культурно-образовательной практики под названием «Мастерская добрых дел».
Мы определили ряд задач:
1. Поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия для создания продукта себе и другим; поощрять и создавать условия для успешной организации желаний ребенка создать что-то для последующего использования в его игре, быту, в подарок близким по его замыслу.
2. Учить выполнять трудовые действия в соответствии с условиями и уметь правильно подбирать трудовой инвентарь для работы.
3. Поддерживать стремление детей помогать по мере сил взрослым в их трудовой деятельности; обеспечивать их необходимыми соответствующими возможностям привлекательными орудиями труда.
4. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
5. Расширить представление детей о труде взрослых.
Для того чтобы успешно решать эти задачи, и работать над развитием трудолюбия у детей мы составили перспективный план работы на три года.
На занятие в младшей группе приходил Листовичек – кукла. Дети с радостью его встречали и с его помощью в игровой форме получали новые знания, учились сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, овладевали навыками трудовой деятельности. В течение трех лет большая роль отводилась сюжетно – ролевой игре. В игре дети стремились подражать взрослым, охотно принимали на себя роли массажиста, водолаза, окулиста, спасателя и других знакомых им профессий.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, использовали иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии» и другие. Рассматривали альбом «Все работы хороши». Организовывали познавательные досуги «Встречи с интересными людьми». Дети совместно с родителями придумывали рассказы о профессиях. В своей работе активно использовали методы беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за трудом взрослых, экскурсии (магазин, стройка, огород, парикмахерская) ИК технологии.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависела не только от того, какой труд наблюдали дети, но и от того, на какие его стороны направлялось внимание детей. Например, во время экскурсий в магазин мы старались обратить внимание детей на общий порядок, тщательно продуманную работу: овощи лежат по отдельности в лотках; продавец пакует в мешочки; аккуратно взвешивает. Гуляя по улицам родного города, мы наблюдали за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки даёт простор для свободного движения транспорта и пешеходов.
Ручной труд занимал особое место в наше работе. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, научились бережно относятся к материалам, предметам труда, орудиям. Дети опытным путём узнавали качество материала. Подводя итоги работы по ручному труду, уверенно можем сказать, что дети умеют осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Дети могут сделать красивую игрушку. Они научились изготавливать оборудование, атрибуты для игр. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки.
Для более успешного решения задач трудового воспитания огромное внимание было уделено работе с родителями. Наиболее оптимальные формы работы с родителями:
1. Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам
• «Что нам осень принесла».
• «Мастерская Деда Мороза».
• «Мамины умелые ручки».
2. Совместное с родителями сооружение зимних построек.
3. Благоустройство территории (совместно родители с детьми).
4. Ежемесячные «Встречи с интересными людьми».
Подводя итог работы, хотим сказать, что:
1. Дети овладели умениями, позволяющими им выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе в течении 2 лет по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями и животными.
2. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
3. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
4. У детей сформированы представления о пользе труда людей, об их отношении к труду, взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.
5. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы сработающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
В подготовительной к школе группе дети продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном нашем участии.