Наталья Митрофанова
Значение дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Основным видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
Особое значение дидактических игр в старшем дошкольном возрасте имеет свои основания. Во-первых, этот возраст (6 - 7 лет) является переходным к новой статусной позиции (школьник) и к новому виду деятельности (учебная, что требует регуляции своего поведения, произвольности психических процессов. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Публикация «Значение дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Игры на развитие внимания
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Во-вторых, дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Влияние дидактических игр на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста обусловлено тем интересом, который они вызывают и который заставляет детей сосредотачиваться. Также дидактические игры включают в себя основные средства развития произвольного внимания, такие как указательные жесты и речь.
Дидактическая игра является одним из важных методов обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
В первые система дидактических игры была создана Ф. Фребелем. Он считал игру важнейшим средством в воспитание и обучение детей. Его система представляла собой игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач.
В создании современной системы дидактических игр следует выделать роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд для знакомства с окружающим и развития речи, которые до сих пор используются в детских садах. Её игры связаны с наблюдениями за окружающими и всегда сопровождаться словом.
Е. И. Тихеева оценивая значение дидактической игры, писала: «Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей и повышают их самостоятельность».
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Так же она содействует развитию внимания, памяти, мышлению, воображения, речи, наблюдательностью, творческих сил и эстетических чувств.
Дидактические игры также оказывают огромное влияние на развитие произвольного внимания, так как вызывают большой интерес у детей, который и сосредотачивает их внимание. Также они включают в себя и основные средства развития произвольного внимания.
Значение дидактических игр чрезвычайно велико потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным воспитанием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное и трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.
В процессе дидактических игр многие сложные явления разделяться на простые и сложные или наоборот, обобщаются. Следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детей.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра теряет свою воспитательную ценность.
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения.
Таким образом, дидактические игры оказывают большое влияние на развитие внимания. В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет действия, которые формируют сосредоточенность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют концентрации.
Источники:
1. Демиденко Л. В. Значение дидактических игр в развитии детей [Электронный ресурс] / Л. В. Демиденко // КиберЛенинка- нау. элек. биб. – 2020 – Режим доступа: https://cyberleninkа. ru
2. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М., 2008. –186 с.
3. Башаева Т. В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 208с.