Елена Фароян
Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор успешного развития словаря детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно речь – функция высшей нервной деятельности. Ни одно другое существо более не обладает этим Божьим даром. И у каждого ребёнка он развивается особенно, по-своему. Эти индивидуальные различия просто необходимо учитывать. В этом мнении сходятся такие учёные как Т. А. Гербова, А. П. Усова, Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, А. М. Бородич, А. М. Богуш, Е. И. Тихеева и многие другие.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор успешного развития словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Многие педагоги и родители отмечают, что современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если в 60–80-е годы большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ. Все это подтверждает необходимость появления области «Коммуникация», которая направлена «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Особенность мышления ребёнка-дошкольника такова, что он усваивает любой учебный материал гораздо лучше, если он связан с деятельностью и игрой. В своей работе мы используем разнообразные формы и методы работы и одна из таких работ – «Влияние семьи и ДОУ на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста».
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Создание мини-музея в нашем дошкольном образовательном учреждении, стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми. Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. Назначение созданного мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. В процессе работы мы выделяем следующие педагогические функции мини-музея:
- образовательные, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающие, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительские, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательные, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Преследуемая цель нашей работы - объяснить педагогам и родителям, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой - помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.
Была определена тема и название музея, разработана его модель, определено место для размещения экспонатов (все они прекрасно вписываются в интерьер помещения).
Детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
В рамках подготовки праздника «Россия – дружная семья» были проведены дни культуры народов, населяющую нашу Родину. Дети готовились вместе с родителями и педагогами: собирали рецепты национальных блюд, готовили кукол в национальных костюмах, разучивали песни, стихотворения на родных языках, учили народные танцы, хороводы.
В процессе этой работы был собран богатый теоретический материал. Родителями были подарены национальные коврики, рушники, головные уборы, элементы национальных костюмов, украшений, а так же предметы бытовой утвари, посуды и многое другое. Наш музей обладает огромной педагогической ценностью, позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов,
подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. В музее выставляются временные экспозиции: «Вместе с мамой, вместе с папой» - конкурсные работы, выполненные детьми и родителями; «Природа и мы» - поделки из природного материала, изготовленные в процессе совместной деятельности детей и родителей.
Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.
Продолжая работу по взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй, были организованны народные праздники: «Масленица», «Праздник зимы», «Сабантуй» и др., которые заканчивались свободным общением за чашечкой чая. Родители приняли участие в фестивале устного народного творчества «Рано-рано по утру!», где звучали пословицы, потешки, поговорки и дразнилки разных народов, представленные в виде диалогов родителей и детей, маленьких драматических постановок. Самый высокий эмоциональный подъём, чувство гордости и национального самосознания бывает у детей тогда, когда вместе с ним играет, поёт, танцует и занимается не только воспитатель, но и мама с папой.
Подводя итог, хотелось бы отметить тот факт что, в воспитании и образовании детей большое значение имеет преемственность детского сада и семьи. Проведенная нами работа помогла родителям организовать речевые игры и упражнения в домашних условиях. Родители осознали, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. В результате общих усилий детского сада и семьи, воспитателей и специалистов:
• У детей возрос интерес к речевой деятельности; они стали замечать грамматические ошибки в речи сверстников;
• Дети стали любознательны, активны, проявляют самостоятельность в разных видах деятельности;
• Стремятся к творческому самовыражению.
Литература:
1. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи дошкольников : метод. пособие для воспитателей дошкольных учрждений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов-н/Д. : «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224
2. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 284.
3. Козлова С. А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. -М. : Линка-пресс, 2000.