Светлана Геннадьевна Ситникова
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
В настоящее время, когда жизнедеятельность человека все больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулось человечество. Одна из них — взаимоотношения человека и природы. Причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и невысокий уровень экологического воспитания и образования.
Публикация «Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей» размещена в разделах
На сегодняшний день всеобщая экологическая грамотность, береж-ное и ответственное отношение к природе стали залогом выживания чело-века на нашей планете. Насущной задачей стало единение человека с природой, сохранение природы ради самой природы. Исследования Н. Г. Лаврентьевой, С. Н. Николаевой, Н. П. Рыжовой, П. Г. Саморуковой, И. А. Хайдуровой, И. В. Цветкова и других свидетель-ствуют о том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправ-ленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры — осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни.
Поэтому в дошкольных учреждениях стало уделяться большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошкольных учреждений.
В процессе реализации данной цели, в работе с детьми старшего до-школьного возраста мы использовали технологию проектной деятельно-сти. Анализ состояния практики экологического воспитания показал пер-спективность использования данной технологии, как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализа-ции и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Проектная деятельность включает в себя выполнение определенных этапов работы. Одним, из которых является выполнение творческих заданий, спо-собствующих актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практи-ческому применению во взаимодействии с окружающими, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Кроме того, проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно - воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей, мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.
К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования: значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов : исследовательско - творческие, ролево - игровые, инфор-мационно – практико - ориентированные, творческие.
Благодаря использованию технологии проектной деятельности в работе по экологическому воспитанию детей были решены такие задачи, как воспитание эстетических и патриотических чувств через общение с природой; формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру; установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми; укрепление дружеских взаимоотношений в детском коллективе; развитие творчества, мышления, воображения, внимания.