Татиосова Елена
Сюжетная игра, как средство общения со сверстниками в младших группах
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться предметное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Публикация «Сюжетная игра, как средство общения со сверстниками в младших группах» размещена в разделах
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения его в психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Практически никого не надо убеждать, что ребенок дошкольного возраста – это существо играющее. Вместе с тем, многие педагоги и психологи отмечают, что современные дети стали меньше и хуже играть. Что ведет к проблемам в их развитии. Это означает, что все изменения в психике и и личности дошкольника связаны с игрой. Она определяет формы взаимодействия дошкольников с окружающими, готовит ребенка к переходу на новый этап, к новой ведущей деятельности.
Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как она составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию, Она нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным, крепким.
Важное значение игра имеет в усвоении правил взаимоотношений, норм поведения в социуме. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу. Организуя совместные игры, педагог воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. В игре ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняясь правилам, которые устанавливаются в игре. Ребенок приобретает не только игровой опыт, но и опыт самоутверждения, коммуникативный опыт.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в организации.
Игра – деятельность коммуникативная. Она имеет два плана коммуникации – реальный и игровой. Игра позволяет ребенку усваивать нормы общения и отношений, стимулирует его коммуникативную активность ребенка. В игре дети быстро сходятся, обмениваются опытом. Также она формирует в ребенке непосредственность, общительность, обаяние. В игровой деятельности существуют реальные общественные отношения. Это способствует развитию коллектива детей. Каждый реализует свой личностный, творческий, потенциал и учится согласовывать свою деятельность и поведение с другими участниками игры. Коллективный игровой опыт уходит в опыт трудовых, организаторских, коммуникативных умений.
Известным психологом Д. Б. Элькониным было установлено, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно сензитивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Именно сюжетной игре, где все условно, «как будто», проживая ту или иную ситуацию, ребенок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему. Ведь благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что, став взрослым, он сможет избежать неприятностей, с которыми не справятся даже самые образованные, но современно не социализированные люди.
Таким образом, сюжетная игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками.
Список используемой литературы.
1. Волков Б. С, Волкова Н. В. «Детская психология: от рождения до школы 4–е издание, переработанное» : Питер; СПб. 2009.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Учим общаться детей раннего возраста. Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2013. -128 с
3. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду младшая группа Изд. Мозаика-Синтез Москва 2015-144 с.
4. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду. Программа иметодические рекомендации» для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез Москва 2008-128с.
5. Н. А Короткова, Н. Я Михайленко Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателей – 3-е изд., исп. – М. : Линка-Пресс, 2009-96с.
6. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 251 с. - (Школа развития).
7.«Играют взрослые и дети» Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России –учебно-методическое пособие. – М. : Линка-Пресс 2006-208 с
8. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е, исп., доп. -Изд. Мозаика-Синтез Москва 2006. -320с.
9. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы», под ред. Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. Изд. 3-е исп. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014-361с.
10. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве / Современное дошкольное образование, 2008. -№1.- С. 12-20