Анастасия Мельникова
Становление субъектности дошкольников в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Становление субъектности дошкольников в музыкальной деятельности.
Становление субъектности дошкольников является активным процессом самоценного овладения ими всеми средствами музыкальной выразительности, развивая тем самым их творческие и музыкальные способности. С точки зрения концепции субъектности личности В. А. Петровского творчество выступает как условие становления индивида личностью, полагания и продолжения себя в других. Способность выйти за пределы непосредственно данного путем его преобразования свидетельствует о достаточно высоком уровне развития творческих возможностей ребенка, к которым мы относим и развитие музыкальных способностей.
Публикация «Становление субъектности дошкольников в музыкальной деятельности» размещена в разделах
Реализация личностно-ориентированной модели обучения овладению музыкальной деятельностью путем становления субъектности детей старшего дошкольного возраста в методологии субъектности личности В. А. Петровского, существенно превышает уровень развития музыкальных и творческих способностей каждого ребенка, чем в ходе традиционного обучения. Это, в свою очередь, предполагает создание такой образовательной ситуации, в которой взрослый моделирует индивидуальные возможности ребенка и предъявляет их ему в условной среде предстоящего действия. Данный подход содержит в себе проект организации такой образовательной среды, в которой, по нашему мнению, существенно сокращается время овладения детьми музыкальной деятельностью.
Психологической наукой (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, К. К. Платонов и др.) способности рассматриваются, прежде всего, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. При этом Б. М. Теплов выделяет такие музыкальные способности как главные компоненты музыкальности, как способность эмоционального переживания и различения ладовых функций – ладовые чувства, способность произвольного пользования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии, способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности, ее ритма, его точного воспроизведения – ритмическое чувство. В своей работе мы опираемся на исследования Н. А. Ветлугиной, которая рассматривает и те способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности – слушания, исполнения, творчества:
-способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);
-исполнительские способности (чистота певческих интонаций, согласованность движений при игре на детских инструментах);
-способность, проявляющаяся в творческом воображении при восприятии музыки в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.
В теоретическом становлении субъектности детей в музыкальной деятельности, на наш взгляд, особый интерес представляет метод обучения в «тройках», предложенный впервые Э. А. Колидзеем. Э. А. Колидзей предлагает идею взаимообучения в «тройках» как наиболее эффективный прием овладения детьми любой продуктивной деятельности. По его мнению, данная форма обучения – взаимообучение в «тройках» - позволяет реализовать личностно-ориентированную модель развития ребенка, используя метод опробывания себя как субъекта всеми детьми без исключения
Справедливо то, что в «тройках» раскрываются следующие психолого-педагогические аспекты процесса обучения ребё нка:
• психологическая основа процесса обучения вообще;
• успешность применения методики в дошкольном возрасте;
• становление личности происходит на уровне подсознания в микро группе;
• процесс обучения в «тройках» протекает более успешно, когда используется индивидуализированная музыкальная деятельность;
• применение методики «Я – Ты – Мы» оптимизирует процесс становления ребёнка как личности – «Я», взаимодействия его (ребёнка) с другим (ребёнком) – «Ты», взаимодействия в микрогруппе – «Мы».
Цель личностно-ориентированной модели обучения состоит в развитии личности каждого ребенка с учетом его возможностей и склонностей.
В своих работах В. А. Петровский указывает на необходимое соблюдение таких условий, как: укреплять и расширять «хочу» ребенка; передавать средства и способы, необходимые для усиления его «могу».
Это возможно, по В. А. Петровскому, при сочетании двух направлений организации образовательного процесса: создание предметных условий, через организацию занятий; создание коммуникативных условий.
Благодаря взаимообучению в «тройках», ребенок проходит три фазы становления себя как личности (адаптация, индивидуализация и интеграция) и создаются необходимые условия для развития его субъектности. У ребенка развиваются умение оценивать свои возможности, результат своих действий, способность оценивать сверстника.
Детям было предложено играть в игру «А ну-ка, повтори». Одни из них будут исполнять на барабане ритмический рисунок (любой набор звуков). Но он должен не просто простучать что-нибудь, это должно быть интересно, может быть на что-нибудь похоже. Каждый придумает сам. А двое других, встав к нему спиной, затем попробуют повторить. Но будет еще одно условие. Тот, кто будет придумывать и исполнять - будет «Соколом», он все слышит, но находится очень высоко, поэтому его «игра» должна быть тихой. Другой стоит к нему спиной и будет «Совой», которая оглохла на одно ухо. Третий тоже стоит спиной к исполнителю и назовем его «Глухарем», который вообще ничего не слышит. Вот ватные тампоны, заткните ушки. Кто же будет «Соколом»? Наверное, Артем, Арина – «Совой», а Миша – «Глухарь». Согласны? Дети соглашаются. На протяжении игры, приходится несколько раз пояснять правила. Для наилучшего результата, дети меняются ролями. После каждого повтора игры, у детей появляется уверенность в исполнении и они вносят свои коррективы в метроритмике, динамике и звуковысотности.
Маскируя статусное влияние, мы развернули обучение по ролевым и стилевым отношениям с задаваемыми свойствами. Дети освоили игровые роли, внеся каждый в свое исполнение по элементу музыкальной выразительности. Один ребёнок дал своему исполнению метроритмическое оформление. Другой внес элементы звуковысотности. Третий, «обозначил» динамические оттенки. Выделенная субъектность каждого ребенка явилась инструментом успешного взаимообучения в «тройке». Дети заимствовали друг от друга все элементы музыкальной выразительности.