Папки-передвижки

Становление субъектности дошкольников в музыкальной деятельности

Анастасия Мельникова
Становление субъектности дошкольников в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Становление субъектности дошкольников в музыкальной деятельности.

Становление субъектности дошкольников является активным процессом самоценного овладения ими всеми средствами музыкальной выразительности, развивая тем самым их творческие и музыкальные способности. С точки зрения концепции субъектности личности В. А. Петровского творчество выступает как условие становления индивида личностью, полагания и продолжения себя в других. Способность выйти за пределы непосредственно данного путем его преобразования свидетельствует о достаточно высоком уровне развития творческих возможностей ребенка, к которым мы относим и развитие музыкальных способностей.

Публикация «Становление субъектности дошкольников в музыкальной деятельности» размещена в разделах

Реализация личностно-ориентированной модели обучения овладению музыкальной деятельностью путем становления субъектности детей старшего дошкольного возраста в методологии субъектности личности В. А. Петровского, существенно превышает уровень развития музыкальных и творческих способностей каждого ребенка, чем в ходе традиционного обучения. Это, в свою очередь, предполагает создание такой образовательной ситуации, в которой взрослый моделирует индивидуальные возможности ребенка и предъявляет их ему в условной среде предстоящего действия. Данный подход содержит в себе проект организации такой образовательной среды, в которой, по нашему мнению, существенно сокращается время овладения детьми музыкальной деятельностью.

Психологической наукой (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, К. К. Платонов и др.) способности рассматриваются, прежде всего, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. При этом Б. М. Теплов выделяет такие музыкальные способности как главные компоненты музыкальности, как способность эмоционального переживания и различения ладовых функций – ладовые чувства, способность произвольного пользования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии, способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности, ее ритма, его точного воспроизведения – ритмическое чувство. В своей работе мы опираемся на исследования Н. А. Ветлугиной, которая рассматривает и те способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности – слушания, исполнения, творчества:

-способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);

-исполнительские способности (чистота певческих интонаций, согласованность движений при игре на детских инструментах);

-способность, проявляющаяся в творческом воображении при восприятии музыки в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.

В теоретическом становлении субъектности детей в музыкальной деятельности, на наш взгляд, особый интерес представляет метод обучения в «тройках», предложенный впервые Э. А. Колидзеем. Э. А. Колидзей предлагает идею взаимообучения в «тройках» как наиболее эффективный прием овладения детьми любой продуктивной деятельности. По его мнению, данная форма обучения – взаимообучение в «тройках» - позволяет реализовать личностно-ориентированную модель развития ребенка, используя метод опробывания себя как субъекта всеми детьми без исключения

Справедливо то, что в «тройках» раскрываются следующие психолого-педагогические аспекты процесса обучения ребё нка:

• психологическая основа процесса обучения вообще;

• успешность применения методики в дошкольном возрасте;

становление личности происходит на уровне подсознания в микро группе;

• процесс обучения в «тройках» протекает более успешно, когда используется индивидуализированная музыкальная деятельность;

• применение методики «Я – Ты – Мы» оптимизирует процесс становления ребёнка как личности – «Я», взаимодействия его (ребёнка) с другим (ребёнком)«Ты», взаимодействия в микрогруппе – «Мы».

Цель личностно-ориентированной модели обучения состоит в развитии личности каждого ребенка с учетом его возможностей и склонностей.

В своих работах В. А. Петровский указывает на необходимое соблюдение таких условий, как: укреплять и расширять «хочу» ребенка; передавать средства и способы, необходимые для усиления его «могу».

Это возможно, по В. А. Петровскому, при сочетании двух направлений организации образовательного процесса: создание предметных условий, через организацию занятий; создание коммуникативных условий.

Благодаря взаимообучению в «тройках», ребенок проходит три фазы становления себя как личности (адаптация, индивидуализация и интеграция) и создаются необходимые условия для развития его субъектности. У ребенка развиваются умение оценивать свои возможности, результат своих действий, способность оценивать сверстника.

Детям было предложено играть в игру «А ну-ка, повтори». Одни из них будут исполнять на барабане ритмический рисунок (любой набор звуков). Но он должен не просто простучать что-нибудь, это должно быть интересно, может быть на что-нибудь похоже. Каждый придумает сам. А двое других, встав к нему спиной, затем попробуют повторить. Но будет еще одно условие. Тот, кто будет придумывать и исполнять - будет «Соколом», он все слышит, но находится очень высоко, поэтому его «игра» должна быть тихой. Другой стоит к нему спиной и будет «Совой», которая оглохла на одно ухо. Третий тоже стоит спиной к исполнителю и назовем его «Глухарем», который вообще ничего не слышит. Вот ватные тампоны, заткните ушки. Кто же будет «Соколом»? Наверное, Артем, Арина – «Совой», а Миша – «Глухарь». Согласны? Дети соглашаются. На протяжении игры, приходится несколько раз пояснять правила. Для наилучшего результата, дети меняются ролями. После каждого повтора игры, у детей появляется уверенность в исполнении и они вносят свои коррективы в метроритмике, динамике и звуковысотности.

Маскируя статусное влияние, мы развернули обучение по ролевым и стилевым отношениям с задаваемыми свойствами. Дети освоили игровые роли, внеся каждый в свое исполнение по элементу музыкальной выразительности. Один ребёнок дал своему исполнению метроритмическое оформление. Другой внес элементы звуковысотности. Третий, «обозначил» динамические оттенки. Выделенная субъектность каждого ребенка явилась инструментом успешного взаимообучения в «тройке». Дети заимствовали друг от друга все элементы музыкальной выразительности.

Публикации по теме:

«Колобок наоборот». Комплексное интегрированное занятие с элементами театральной и музыкальной деятельности«Колобок наоборот». Комплексное интегрированное занятие с элементами театральной и музыкальной деятельности Цель занятия: содействия всестороннему развитию личности дошкольника через театр и музыку. Задачи: 1. Приобщение детей к театральной культуре.

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Фотоотчет о музыкальной деятельности с детьми второй младшей группы «Музыка зимы»Фотоотчет о музыкальной деятельности с детьми второй младшей группы «Музыка зимы» Зима в этом году самая что ни есть настоящая! И сугробы снега намело, и морозец приударил, даже солнышко выглянуло. В один из таких морозных.

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.

Фотоотчёт о музыкальной гостиной «День дошкольного работника!» в ДОУ для дошкольниковФотоотчёт о музыкальной гостиной «День дошкольного работника!» в ДОУ для дошкольников 27 сентября 2021 года в МБДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» города Пикалёво было проведено праздничное мероприятие под названием.

Использование авторских игр и пособий в музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в детском садуИспользование авторских игр и пособий в музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду Музыкально-дидактическая игра с кубиками "Музыкальные загадки "Сказки" Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию музыкально-дидактическую.

Консультация для родителей старших дошкольников «Становление красноречия» Главный источник обогащения речи дошкольников – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, за жизнью людей и природы, художественная.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Презентация к уроку искусства в 8 классе «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Презентация к уроку искусство 8 класс «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Учитель музыки и искусства.

Тематическая НОД по музыкальной деятельности «В гости к Дедушке Морозу» — младшая разновозрастная группаТематическая НОД по музыкальной деятельности «В гости к Дедушке Морозу» — младшая разновозрастная группа При подготовке к Новогодним праздникам для младших детей, всегда возникает вопрос как бы познакомить малышей с Дедом Морозом. Есть рекомендации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Становление субъектности дошкольников в музыкальной деятельности
Опубликовано: 26 февраля 2022 в 18:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Становление субъектности дошкольников в музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Мельникова (УИ 377500) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД