Валентина Гулиева
Современные формы взаимодействия с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные формы взаимодействия с семьей»
В основе современной Концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Темочки:
Сотрудничество - это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, что невозможно без «открытости» ДОУ.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Организация взаимодействия педагогов и родителей отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию основной воспитательно - образовательной микросреды - единого образовательного пространства развития ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Создание союза трех социальных сил: педагоги – дети – родители – один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.
Сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.
Это формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.
Анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т. к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно использоваться инновационные формы и методы работы с семьей.
Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, Т. В. Кротова выделяет следующие нетрадиционные формы : информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Современные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ с семьей, имеют неоспоримые и многочисленные преимущества:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
– учет индивидуальности ребенка;
– родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным: таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;
– укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
– возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.
Основные принципы работы в рамках новых форм сотрудничества :
– открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать, видеть, как живет и развивается ребенок);
– сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
– создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
– диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Таким образом, цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.