ольга козлова
Современные формы работы по приобщению дошкольников к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Каковы цели и задачи литературного воспитания ребенка в детском саду? Это, прежде всего, подготовка к последующей ступени - к долгому пути литературного образования в школе, приобщение детей к книге, воспитание интереса к чтению, формирование будущего читателя.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Действительно, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах и блокбастерах, на компьютерных играх и боевиках. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и прочитать книгу.
Анкетирование родителей и опрос детей показывает, что дома уделяется очень мало времени чтению книг, некоторые родители не могут назвать даже русские народные сказки. Проблема детского чтения является одной из наиболее животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность и интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.
Как сделать, чтобы заинтересовать детей в потребности художественного чтения, и чтобы родители также не оставались в стороне.
В связи с этим, я пересмотрела собственные подходы в организации работы по приобщению детей к художественной литературе. Разработанная и апробированная мною программа по совместной деятельности педагога с детьми «Волшебный мир книги» позволяет применять современные формы работы, которые побуждают интерес к книге, учат детей слушать, беседовать, анализировать.
В содержании ФГОС ДО на сегодняшний день вопросы приобщения детей к художественной литературе рассматриваются в двух образовательных областях: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие». Учитывая это – работа ведется в следующих направлениях:
- организация сотрудничества детей и взрослых в процессе ознакомления с художественной литературой, создание атмосферы доверия, поддержки детской инициативы и активности ребенка;
- создание условий для развития у воспитанников речи, любознательности, воображения, желания изучать и исследовать окружающий мир;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.);
- создание стимулирующей и способствующей проявлению детской инициативы предметно-развивающей среды в части литературного воспитания.
Подбор современных форм, методов и приемов литературного воспитания дошкольников основывается на принципах воспитания «грамотного читателя».
В своей работе применяю такие технологии как:
1. Личностно-ориентированная технология
2. Игровая
3. Технология продуктивного чтения
4. Чтение и обсуждение произведений с позитивными установками
5. ИКТ (применяется с детьми во время ОД, в работе с педагогами)
6. Создание демонстрационного материала, разработка пособий
7. Создание картотек, таблиц, схем
8. Технология моделирования. Моделирование как вид знаково-символической деятельности. Ознакомившись с произведением дети символически изображают героев, демонстрируя собственное восприятие их описания, строят модели мест событий и взаимодействуют с ними в соответствии с сюжетом или вопреки ему, экспериментируя.
9. Технология мнемотехники (описание по мнемосхеме, игра с использованием элементов мнемотехники).
Данные технологии позволяют сформировать устойчивый интерес к книге, как произведению искусства, источнику познавательной информации.
Огромную роль в формировании читательских навыков играет наше сотрудничество с библиотеками города Гусиноозерска. Заключенный договор позволяет проводить совместные праздники, викторины, познавательные занятия и увлекательные экскурсии, передвижные библиотеки.
Для реализации программы созданы условия, которые открывают возможность для личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей каждого ребенка. Читательские навыки помогают сформировать книжные уголки.
Цель — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы.
Задачами книжного уголка являются:
создание положительной мотивации к обучению чтению;
знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими.
знакомство с классиками детской литературы;
в книжном уголке мы формируем и развиваем навыки восприятия образов художественной литературы и фольклора;
развиваем способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;
формируем мыслительные способности : учим сравнивать, анализировать, выделять главное, формулировать выводы;
нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности
Воспитательные задачи решаются посредством
привития любви к литературе;
воспитание бережного отношения к книге - через изучение правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений;
Книжный уголок - это место, где тихо, есть возможность уединения с книгой. Это место, где каждый ребёнок может проявить самостоятельность и личную заинтересованность. Книжный уголок может мобильно стать книжным магазином, библиотекой, читальным залом или дети могут поиграть в школу. Имеющиеся формуляры, книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями хранятся в книжном уголке с условием открытого доступа всем воспитанникам.
Большое значение отводится книгам - энциклопедиям, журналам познавательного характера. Также в уголке собраны аудио и видео книги, которые дети с большим удовольствием слушают и смотрят перед дневным сном или в вечернее время. Уже давно доказан тот факт, что все начинается с семьи, если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, рядом должен быть читающий родитель, поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
1. повысить компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя;
2. сформировать интерес возрождения традиций семейного чтения.
Эта работа проходит через литературную гостиную, постановку спектаклей родителями, создание книжек своими руками.
Традиционно проводимый флешмоб «Сказка на ночь, прочитанная папой или мамой», надолго запоминается детям, они с удовольствием делятся впечатлениями о прочитанной книге с родителями, приносят фотографии, видеоролики.
Акция «Читайте книги детям», проведенная нашими воспитанниками, позволила привлечь внимание родителей, бабушек и дедушек не только нашего детского сада, но и многих жителей города Гусиноозерска. Дети обращались к взрослым с вопросом: читают ли они своим детям и внукам книги, и раздавали памятки с подбором художественной литературы.
Таким образом в результате системной и плановой работы у детей :
1. формируется устойчивый интерес к книге, как произведению искусства, источнику познавательной информации;
2. повышается познавательный интерес к истории появления, создания, совершенствования книги;
3. расширяется их литературный опыт;
У родителей:
1. повышается компетентность в вопросах воспитания грамотного читателя;
2. формируется интерес возрождения традиций семейного чтения.
У педагогов:
1. повышается компетентность в вопросах освоения технологии проектирования;
2. расширяются партнерские отношения с семьями воспитанников.
Таким образом, полноценная деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. С другой стороны, именно художественная литература вводит детей в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.