Татьяна
Социальная значимость профессии педагога
▼ Скачать + Заказать документы
«Хороший воспитатель – тот,
у кого хотят поучиться».
Народная мудрость
Аннотация. Данная тема раскрывает общую характеристику педагогической профессии. Рассматривается описание возникновения и развития педагогической профессии.
Ключевые слова. Профессия, характеристика педагогической профессии, педагогическая деятельность, воспитание.
Публикация «Социальная значимость профессии педагога» размещена в разделах
Воспитание детей - старейшее из человеческих дел, оно не на один день не моложе самого человечества. В глубокой древности воспитание было "вплетено" в трудовую деятельность. И лишь по мере совершенствования орудий труда, и усложнения процессов сознательного изготовления их, повлекших за собой потребность передачи трудовых умений и навыков, появилась необходимость в специальной группе людей - воспитателей.
В нашем, стремительно развивающимся мире, в суете больших мегаполисов, где жизнь несется в бешеном ритме, где люди стремятся, прежде всего, выстроить карьеру. Где так много неполных семей, в которых естественно первостепенной задачей становится материальное благополучие. Где общество с каждым годом предъявляет все больше и жестче свои требования. Профессия педагога только увеличила свою актуальность.
Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречная образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития. (2)
Педагог является одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека.
Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.
Учитель, воспитатель дошкольного учреждения, преподаватель университета и др. не участвуют непосредственно в общественном производстве. Но они, содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.
Функция современного педагога помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом.
В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).
Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения.
Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен постоянно пополнить знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.
Таким образом, в современном мире растет объективная социальная значимость профессии педагога.
Смысл и значение профессиональной деятельности для человека очень зависит от ее общественной значимости, т. е. от того, насколько она востребована в обществе и что дает для него. Педагогическая деятельность должна выполнять важнейшую созидательную социальную функцию : в процессе ее не только образуется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее человечества, обеспечивается его культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельности устанавливает полифонизм ее целей, которые направлены не только на сиюминутные потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность учащихся адаптироваться к условиям социальной жизни и к их преобразованию. Ш. А. Амонашвили считает «основой трагедии воспитания» то, что учитель, находясь в современности, строит будущее. (5)
Воспитатель как личность должен быть безупречен, потому что он является образцом для его подопечных. Эрудиция, образованность, терпение, требовательность, творческое отношение – вот качества, способствующие достижению лучших результатов.
Неотъемлемая составляющая профессионализма и педагогического мастерства педагога – это его профессиональная компетентность. Понятие «компетентность» характеризует сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению определенной деятельности.
Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:
- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;
- усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;
- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;
- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности. (6)
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо всё время чему – то учиться, заниматься самообразованием в течение всей нашей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную. Социальная грамотность – феномен сознания. Непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетенции. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Сегодняшним педагогам необходимо развивать такие компоненты педагогической техники, как умение взаимодействовать с личностью и коллективом и, конечно же, умение управлять собой. (7)
Таким образом, недооценивать роль воспитателя в современном мире нельзя – она огромна, и имеет большое значение для развития нашего общества. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовании происходят очень быстро, требования к образованию также постоянно растут. Целенаправленная работа педагога по самообразованию является одним из современных требований по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.
Литература
1. Волонина, Л. Становление профессионализма будущих педагогов дошкольного образования / Л. Волонина // Дошкольное воспитание. - 2011.- №6. - С. 93-95. - 120 с.
2. Коротаева, А. Будущие воспитатели: ценности профессии педагога / А. Коротаева // Дошкольное воспитание. - 2011.- №5. - С. 100 — 103. - 114с.
3. Лукина, Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. - М. : ТЦ Сфера. - 2010. - 139с.
4. Туранина, Н. Современные образовательные технологии в подготовке бакалавра педагогики / Н. Туранина // Дошкольное воспитание. - 2011.- №9. - С. 87 - 91. - 120с.
5. О. С. Давыдова «Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность» [Электронный ресурс].
6. Курманова Э. А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011.
7. «Социальная значимость профессии педагога» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kuzminaalena.blogspot.ru/2011/11/blog-post_22.html