Мирослава Ткач
Сказки ТРИЗ в педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи мне сказку!» Эту просьбу неоднократно слышал каждый родитель, уделяющий достаточно внимания общению с ребенком. Действительно, сложно придумать более интересный и понятный ребенку формат подачи информации, чем самая обычая сказка. И дети слушают внимательно, и взрослые могут донести мысль легко и ненавязчиво безо всяких нравоучений.
При этом можно быть вполне уверенным, что у ребенка в голове после сказки отложится гораздо больше мыслей и сведений, нежели после занудной лекции взрослых о том, что можно делать, а чего нельзя. Не зря педагоги и методисты твердо уверены, что «Народная сказка – средство воспитания и обучения детей», причем весьма эффективное. Однако эффект будет еще больше, если задействовать так называемые «ТРИЗ-сказки».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Что это за сказки ТРИЗ в педагогике? Чтобы научить детей придумывать сказки, взрослые должны сначала обучиться этому сами и получить в руки методику, как обучать сочинению сказок детей. Как известно, сделать что-то самому и научить это же делать другого – вовсе не одно и то же. Так, не каждый ученый может стать хорошим лектором в вузе, не каждый музыкант может стать хорошим учителем музыки, и не каждый физик, имеющий в своем арсенале десятки публикаций, сможет изложить доступным языком основы физики детям.
Особенность ТРИЗ-сказки для дошкольников в том, что для достижения такой сложной цели как развитие творческого мышления задействуются такие простые и понятные инструменты как план сказки и ответы на вопросы. В принципе, план статьи, тезисы доклада, структуру отчета набрасывает практически каждый человек, который готовится что-то сочинять, писать или говорить. Для этого используются ранее полученные знания и уже знакомые термины.
В методике ТРИЗ занятие по сказке строится на основе понятных детям слов и уже знакомых персонажей: сказочных героев, животных, насекомых. Воспитатель в детском саду дает план сказки и задает детям наводящие вопросы.
Структура сказок :
• Завязка – некто отправляется в путешествие (поездку, путь).
• Запрет – этот некто перед убытием запрещает что-то кому-то из остающихся.
• Нарушение запрета – остающийся нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.
• Волшебное средство – то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.
• Способ – чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.
• Преследование и препятствия – враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.
• Победа – герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.
• Happy End – все живы, здоровы, счастливы, враги повержены, друзья снова вместе.
Стандартное ТРИЗ-занятие по сказке предполагает перечень вопросов на основе этого плана, отвечая на которые, дети постепенно придумывают сказочную сюжетную линию.
Вопросы для составления сказки :
• Кто будет главным героем?
• Где он живет?
• Чем занимается?
• Что любит делать?
• Кто его друзья и родственники?
• Кто и зачем решил уехать?
• Что сказали или запретили герою на прощание?
• Почему герой решил ослушаться запрета?
• Что с ним случилось?
• Как он решил выйти из сложной ситуации?
• Кто ему помог?
• Как ему помогли?
• Кто ему мешал?
• Как ему мешали?
• Что спасло героя?
• Как наказан враг?
• Чем все закончилось?
• Какой смысл у этого события?
Конечно же, вопросы могут варьироваться и видоизменяться. Это зависит как от возраста детей, так и от метода составления сказки. Сегодня существует несколько наиболее распространенных моделей составления сказок :
• «Волшебная дорожка».
• «Волшебный треугольник».
• «Волшебный экран».
• Метод каталога.
• Метод типового фантазирования.
Часть из этих моделей имеет гораздо более широкое применение в ТРИЗ, нежели составление сказок.
В общем, простые и добрые детские сказки могут здорово помочь в таком сложном деле как развитие творческого мышления. Главное, научиться читать их осмысленно и вовремя «подбросить» хорошую идею ребенку, чтобы он получил пищу для размышлений как раз в том возрасте, когда мышление более всего открыто новым впечатлениям и нестандартным решениям.