Тит Таня
Система работы социального педагога с трудными подростками в условиях социозащитного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
В статье описаны основные направления работы социального педагога с подростками с девиантным поведением и их семьями. Сделан вывод о ведущей роли социального педагога в координации действий специалистов, направленных на коррекцию девиантного поведения подростков.
Автор: Сенченкова Т. И., социальный педагог, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Публикация «Система работы социального педагога с трудными подростками в условиях социозащитного учреждения» размещена в разделах
Аннотация: В статье описаны основные направления работы социального педагога с подростками с девиантным поведением и их семьями. Сделан вывод о ведущей роли социального педагога в координации действий специалистов, направленных на коррекцию девиантного поведения подростков.
Ключевые слова: девиантное поведение подростков; причины девиантного поведения; коррекция девиантного поведения; социальный педагог.
В последнее время растет количество подростков с девиантным поведением, увеличивается число провоцирующих его факторов. Л. Э. Зотова справедливо отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений». В связи с этим проблема «трудных» подростков является одной из наиболее актуальных как в психолого-педагогической практике, так и в теоретических исследованиях. В научной литературе встречается множество трактовок понятия «трудный подросток». Оно сформировалось в ходе педагогической практики и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. Так, Л. С. Выготский, комментируя основные положения плана педагогической исследовательской работы в области трудного детства, в 1929 году писал: «Мы наметили следующие виды и типы трудного ребенка, подлежащие изучению: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые дети в собственном смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные, психо- и невропатические дети, умственно отсталые, слепые, глухонемые, логопаты, психически и физически больные».
Вопросы девиантного поведения связаны, главным образом, с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми». Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. По мнению большинства исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Ряд авторов настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. В. Гарбузов, например, считает, что девиация – это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм и т. д.).
В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к «трудным» относят детей, существенно отличающихся по своим индивидуальным особенностям. Причина появления «трудного» подростка, как правило, не единична. К сожалению, социально-экономические реалии современного общества в целом и российского, в частности, порождают массу проблем, обуславливающих социальные девиации в поведении подростков. Прежде всего, необходимо отметить биологические причины – это нарушения центральной нервной системы; несвоевременная диагностика умственной отсталости; неравномерность полового созревания; наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению – алкоголизм, наркомания). Как правило, биологические причины тесно связаны с социальными, как то: социальный статус района; пассивность общественности; педагогические ошибки воспитателей; неблагополучный социально- психологический климат в школе; стиль преподавания в школе; трудность школьных программ; неблагополучие семьи – напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей; воспитание детей в жестокой семье; многодетные семьи (не всегда).
Совокупность факторов, отмеченных в первых двух группах, формирует психологические причины: конфликт ролей у подростка; конфликт уровня притязаний и самооценки; конфликт со взрослыми; конфликт со сверстниками; сексуальный конфликт; неуспех ребенка в ведущей деятельности; неразвитость самосознания; неадекватная самооценка; личностный кризис. Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом в целом. Само по себе образовательное учреждение не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но грамотно организованная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия потенциала учащегося и изменить направленность его интересов и увлечений.
В этом процессе трудно переоценить роль социального педагога. Его главная задача – вовремя увидеть начальные проявления проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к исправлению ситуации. Предотвратить появление девиаций в поведении ребенка представляется возможным посредством организации работы с воспитанниками социозащитного учреждения. Основное направление деятельности социального педагога – изучение семьи и постоянная работа с родителями. Социальному педагогу в начале каждого учебного года целесообразно осуществлять диагностику семей воспитанников своеё группы: провести анкетирование, установить тип или категорию семей, составить их социальный паспорт, определить уровень образования и культуры родителей, выяснить, как осуществляется воспитательный процесс в семье. Важным шагом в работе с трудными подростками является посещение их семей социальным педагогом по месту жительства и выявление жилищнобытовых условий этой семьи. Необходимо помнить, что подобные визиты осуществляются по договоренности с родителями. На наш взгляд, это важнейший и необходимый этап работы социального педагога, так как причины отклоняющегося поведения ребенка зачастую формируются именно в неблагополучных семьях, где господствуют определенные стили семейных взаимоотношений. В любом микрорайоне есть неблагополучные семьи, входящие в группы социального риска. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, неизбежно приобретает опыт асоциального поведения. Однако «трудные» подростки вырастают не только в тех семьях, которые принято называть неблагополучными, т. е. с очевидными асоциальными характеристиками. Наиболее острые проблемы современной семьи – формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей приводят к тому, что родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. А ведь именно в семье ребенок должен учиться распознавать систему ценностных координат. В настоящее время статистика показывает около 20% неблагополучных семей (т. е. каждая пятая семья) от общего количества семей. В общеобразовательной школе по нашим данным таких семей – 0,6%, а детей девиантного поведения – 5,5%. Выделяются категории таких семей, в которых родители или опекуны либо не умеют воспитывать детей в силу отсутствия педагогических навыков; либо не хотят или не успевают воспитывать своих детей, т. к. заняты личной жизнью, заработками и т. п. ; либо не могут воспитывать, являясь безработными, больными, престарелыми и т. д. Изучив контингент семей воспитанников, социальный педагог получает возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, оказанию педагогической помощи родителям «трудного» подростка : учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время. Работа с ребенком девиантного поведения и его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда социальный педагог планирует индивидуальную работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной карте» ребенка. В этой работе социальный педагог непосредственно взаимодействует с психологом, одним из основных направлений деятельности которого является психологическое просвещение всех участников образовательного процесса. Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразиться в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка. Поэтому в общеобразовательных учреждениях эти подростки подвергаются постоянной критике, негативным оценкам со стороны взрослых. Изменяется отношение подростка к взаимодействию с миром взрослых, к себе и своим сверстникам. Многие из них не справляются с подобными быстрыми изменениями в развитии личности в силу особенностей семейной обстановки, отношения к ним в инст-тах социализации, общения в формальных и неформальных группах и т. д.
В повседневной практике социальному педагогу, используя разумные методы и приемы педагогического воздействия, необходимо постоянно корректировать поведение трудных подростков, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки.
Основные направления организации педагогической помощи трудным подросткам рассматривались в работах многих исследователей. К ним относятся, прежде всего, создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка. Именно социальный педагог должен постоянно отслеживать пробелы в знаниях, умениях и навыках «трудных» воспитанников. Он, зная ребенка и его семью, может определить систему дополнительных занятий, помощи и консультирования. В процессе работы со своей группой необходимо укреплять положение трудных подростков в коллективе, организовать им помощь в выполнении общественных поручений. В целом создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений приводит к формированию положительной «Я-концепции», меняет самооценку трудного подростка, и следовательно его поведение.
При поступлении ребёнка в социозащитное учреждение осуществляется пристальное наблюдение за поведением воспитанника, активное знакомство с семьёй. Результаты этой работы анализируются на собеседовании между социальным педагогом, псиологами и воспитателями, которое проводится заместителем директора социозащитного учреждения по воспитательной работе. Цель собеседования заключается в возможно более полном ознакомлении с особенностями данного контингента воспитанников и их семей, выработке рекомендаций в работе с конкретными семьями, сосредоточении внимания на отличительных особенностях ребят, на характере семейного воспитания и т. д. По результатам работы по преемственности проводится круглый стол, где рассматриваются вопросы адаптации воспитанников, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение подростков. Эффективность работы с трудными подростками зависит от умения социального педагога учитывать особенности каждой из семей, находить эффективные методы корректировки сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям, в каждом конкретном случае должны привлекаться соответствующие компетентные специалисты: социальные работники, педагоги, психологи, психиатры, наркологи, работники правоохранительных органов, юристы и др. Конечно, необходима общая программа, где была бы скоординирована совместная работа школы, правоохранительных органов, здравоохранения и социальных служб. Но подобное не всегда осуществимо, что повышает значение работы с трудными подростками именно социального педагога. Особо следует подчеркнуть необходимость и эффективность профилактической работы по предотвращению девиантного поведения, проводимой социальным педагогом как непосредственно на занятиях, так и на внеклассных мероприятиях. Здесь важное значение приобретают мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, несоблюдению общепринятых норм поведения, употреблению алкоголя или наркотиков и т. д. К этим мероприятиям также относятся периодический выпуск стенной газеты, радиопередачи, организуемые самими воспитанниками, дежурства и т. д.
Таким образом, социальный педагог является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками. Он делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке, организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения воспитанников социозащитного учреждения.
Список литературы
1. Барышникова С. В. Трудный выбор социального педагога. СПб, 2013.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии М. : Педагогика, 2103 С. 188–195.
3. Гарбузов В. Нервные и трудные дети. М. : АСТ, 2016. С. 15.
4. Девиантное поведение детей и подростков : проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. М. : Союз, 2016.
5. Зотова Л. Э. Стратегия работы с «трудными» школьниками // Классный руководитель. 2015. № 4.
6. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М. : Фолиум, 1998.
7. Федосенко Е. В. Психологическое сопровождение подростков : система работы, диагностика, тренинги. Монография. СПб: Речь, 2016. С. 92.