Марина Владимировна Ющеня
Система работы по формированию волевых качеств дошкольника посредством подвижных игр с правилами
▼ Скачать
Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для формирования волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:
• постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
• поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
• постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
Публикация «Система работы по формированию волевых качеств дошкольника посредством подвижных игр с правилами» размещена в разделах
• постановка перед ребёнком грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет);
• сложность задания должна быть оптимальной. Постепённое его усложнение заданий.
• наличие инструкции о способах выполнения задания.
В работе с детьми мы включили широкое использование подвижных игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств дошкольника как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Всё участие детей в играх строилось на добровольных началах. Были проведены как уже знакомые детям подвижные игры, так и новые. В теплые дни их проводили на открытом воздухе, на игровой площадке. В плохую погоду игры малой подвижности проводились в групповом помещение. Описание игры, которые были использованы с целью формирования волевых качеств в приложение 2.
Для организации и проведений игр (если проводилось 2 – 3 сразу) требовалось не менее 8 – 10 мин.
Игры имели свои особенности. Прежде всего, их организация предусматривала добровольное участие детей. Старались подбирать игры простые, но занимательные, в которых допускалась переменность состава участников, быстро выявлялись результаты. После выявления победителей, состязания продолжались с новым составом игроков.
Использование подвижных игр способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности, ответственность. Это были следующие игры:
"Зайцы в огороде". В этой игре у детей вырабатывали решительность, дисциплинированность, ответственность. Некоторые дети нарушали правила игры – "зайцы" выпрыгивали из внешнего круга, "сторожа" ловили "зайцев" во внешнем круге. Приходилось детям напоминать правила, соблюдать дисциплину.
«Мышеловка». В этой игре дети тоже допускали ошибки, хотя игра им знакома: раньше времени опускали руки, а «мышки» не пробегали в круг, боясь быть пойманными.
Применяли игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасыванием колец, действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость, координацию и равновесие. В них участвовали по несколько человек, а остальные активно наблюдали. Участники каждого аттракциона быстро менялись. Также были проведены игры с мячом -"Лови мяч!". Дети ловили его с различными вариациями
Во время плохой погоды игры организовывались в помещении. Игры подбирали с простым сюжетом, давали возможность любому ребенку войти в игру и выйти из нее по своему желанию. Это были малоподвижные игры :
"Не ошибись", "Три движения", «Узнай по голосу". Игры были направлены на формирование выдержки, ответственности, дисциплинированности. Игра «Найди и промолчи», здесь воспитывалась целеустремленность (найти спрятанный предмет, выдержка (промолчать, если нашёл и не показывать никаких признаков).
Подвижные игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости проводили игры-перебежки ("Волки во рву", "Гуси-лебеди", «Воробьи и машины»).
Дошкольникам создавались такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Участие детей в предложенных нами играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху.