МААМ-картинки

Сенсорная интеграция в работе логопеда: как помочь детям с ТНР развивать речь и коммуникативные навыки

Татьяна Овчинникова
Сенсорная интеграция в работе логопеда: как помочь детям с ТНР развивать речь и коммуникативные навыки

"Сенсорная интеграция в работе логопеда: как помочь детям с ТНР развивать речь и коммуникативные навыки"

Учитель-логопед: Овчинникова Татьяна Алексеевна

МАДОУ № 34, к. 9 г. Балашиха, мкр Кучино

В дошкольных учреждениях я работаю уже около 30 лет. И вижу на протяжении этого периода, как изменились и усложнились нарушения у детей с трудностями речевого развития. Если в конце девяностых, начале двухтысячных я в своём учреждении с трудом набирала нужное количество детей в логопедическую группу, то сегодня – это почти целиком группа из тридцати детей, нуждающихся в коррекции. И, часто, проблемы с речью обусловлены разбалансировкой сенсорных систем. Можно много говорить о причинах, приводящих к этой ситуации, но я хочу рассказать о том, как с помощью налаживания процесса взаимодействия, интеграции, сенсорных систем организма ребёнка, помочь ему научиться говорить красиво и правильно.

Что такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция — это процесс, в котором наша нервная система обрабатывает и объединяет информацию из разных органов чувств, таких как зрение, слух, осязание и двигательные навыки. Этот процесс является основой для развития координации, восприятия и коммуникации у детей. Начинается с того момента, когда мы рождаемся, и продолжается на протяжении всей нашей жизни. Он включает в себя восприятие сенсорных входов, их анализ и последующую реакцию. Эффективная интеграция сенсорных входов позволяет детям лучше понимать и интерпретировать мир вокруг них, что в свою очередь способствует развитию их языковых навыков.

Роль логопеда в налаживании сенсорной интеграции ребёнка.

Сегодня логопеды — это специалисты, работающие с детьми, имеющие различные состояния, при которых речевые и коммуникативные нарушения вторичны, а разбалансировка органов чувств первична. Они играют важную роль в помощи детям развивать свои речевые и коммуникативные навыки. Важно понимать, что сенсорная интеграция и речевое развитие тесно связаны. Специалисты могут использовать различные техники и методы, чтобы помочь детям с нарушенной сенсорной интеграцией:

1. Игровая терапия.

Здесь могут использоваться игры и упражнения, которые способствуют развитию сенсорных навыков. Например, игры с текстурами, формами и цветами могут помочь детям лучше понимать и интерпретировать сенсорные входы.

Игровая терапия — это ключевой инструмент в коррекции сенсорной интеграции для логопеда. Игра - это основной способ обучения и воспитания детей. Играя, дети не только учатся взаимодействовать с окружающим миром, но и развивают различные аспекты своих чувств. Логопеды активно используют игровую терапию как инструмент для помощи детям с различными речевыми и коммуникативными нарушениями. Вот некоторые из способов, которыми игровая терапия способствует развитию сенсорной интеграции:

• Игры с движением: движение является важным аспектом сенсорной интеграции. Логопеды могут проводить упражнения и игры, которые включают физическую активность, такие как прыжки, бег, ползание или балансирование на брусьях. Эти действия способствуют развитию координации и вестибулярной системы.

• Игры со звуками и ритмами: звуковая сенсорная интеграция также имеет важное значение для развития речи. Логопеды могут использовать музыкальные инструменты, песни и ритмические игры, чтобы помочь детям развивать слуховое восприятие и способности к аудированию, что является важным компонентом речевого развития.

• Игры на развитие визуального восприятия: развитие визуального восприятия также важно для сенсорной интеграции и речи. Логопеды могут предлагать детям головоломки, игры с картинками, раскраски и другие задачи, которые требуют внимания к деталям и развивают способность различать формы, цвета и размеры.

• Ролевые игры: игры, в которых дети могут играть роли и взаимодействовать друг с другом, помогают развивать социальные навыки и улучшают коммуникативные способности. Логопеды могут создавать сценарии для ролевых игр, которые способствуют развитию речи и языковых навыков.

Игровая терапия позволяет логопедам интегрировать сенсорную стимуляцию в процесс обучения и лечения. Это делает обучение более интересным и эффективным для детей, особенно для тех, у кого есть сенсорные нарушения. Сенсорная интеграция через игру помогает детям лучше понимать и контролировать свои сенсорные реакции, что в итоге способствует улучшению их речи и коммуникативных навыков.

2. Массаж и физическая терапия. Массаж и физические упражнения могут помочь детям развивать свои двигательные навыки и улучшать сенсорную интеграцию. Они являются важными составляющими сенсорной интеграции, особенно у детей с речевыми и коммуникативными нарушениями. Логопеды могут интегрировать эти методы в свою работу, чтобы помочь детям развивать более эффективную сенсорную интеграцию:

• Массаж для улучшения осязания и тактильного восприятия: массаж может быть использован логопедом для стимуляции различных чувственных рецепторов в коже. Это помогает детям лучше ощущать и воспринимать тактильные стимулы, что, в свою очередь, содействует развитию лучшего осязания и тактильного восприятия.

• Упражнения для развития двигательных навыков: логопеды могут включать в свою практику физические упражнения и игры, которые способствуют развитию двигательных навыков у детей. Это может включать в себя игры, направленные на развитие моторики, координации движений, баланса и пространственного восприятия.

• Развитие вестибулярной системы: вестибулярная система, ответственная за баланс и координацию движений, также играет важную роль в сенсорной интеграции. Логопеды могут включать в практику упражнения, которые стимулируют вестибулярную систему, такие как качели, веревочные лестницы и скалодромы.

• Массаж для расслабления: у многих детей с речевыми и коммуникативными нарушениями могут возникать напряжения и стресс, что может влиять на сенсорную интеграцию. Логопеды могут применять массажные техники для расслабления и снятия напряжения, что может улучшить способность ребенка к восприятию сенсорных стимулов.

• Индивидуальный подход: Каждый ребенок уникален, и логопеды должны разрабатывать индивидуальные программы массажа и физической терапии, учитывая особенности ребенка и его потребности.

• Сотрудничество с физиотерапевтами: в некоторых случаях, логопеды могут сотрудничать с физиотерапевтами, чтобы обеспечить комплексное лечение, особенно если у ребенка есть серьезные сенсорные нарушения.

Массаж и физическая терапия являются мощными инструментами в арсенале логопеда для помощи детям в развитии сенсорной интеграции. Эти методы помогают детям лучше воспринимать и обрабатывать сенсорные стимулы, что способствует развитию их речи и коммуникативных навыков. Работа логопеда в этой области демонстрирует, насколько важно внимательное и индивидуальное подход к детям с различными потребностями в сенсорной интеграции.

3. Работа с осязанием и восприятием: логопеды могут проводить упражнения, направленные на улучшение осязания и восприятия у детей. Например, использование различных текстурных материалов или задачи на сопоставление форм могут быть полезными.

Осязание и восприятие являются ключевыми аспектами сенсорной интеграции и играют важную роль в развитии речи и коммуникативных навыков у детей. Логопеды могут применять разнообразные методы и техники, чтобы улучшить осязание и восприятие у детей:

• Работа с текстурами и материалами: логопеды могут предоставлять детям разнообразные материалы с разными текстурами и поверхностями для исследования. Это могут быть мягкие пушистые ткани, гладкие и холодные поверхности, а также грубые или рельефные материалы. Дети могут ощущать и описывать эти текстуры, что помогает развивать их осязание и тактильное восприятие.

• Игры на развитие визуального и тактильного восприятия: логопеды могут использовать специальные задания и игры, которые требуют от детей сопоставлять или находить соответствия между объектами на основе их формы, размера или текстуры. Это помогает развивать их способности к сравнению и классификации, что важно для развития речи.

• Работа с осязательными книгами и материалами: логопеды могут использовать специальные книги и материалы, которые предоставляют детям возможность "ощупать" текстуры, изображенные на страницах. Это способствует более глубокому пониманию и восприятию текстовой информации и развивает осязательное восприятие.

• Сенсорная банка с предметами: логопеды могут создавать сенсорные банки, которые содержат различные предметы с разной текстурой и формой. Дети могут исследовать содержимое банки, описывая свои впечатления и ощущения, что помогает им развивать словарь и коммуникативные навыки.

• Развитие осязательной фонематической осведомленности: это важный аспект для развития грамотности. Логопеды могут проводить упражнения, которые помогают детям различать звуки, ощущая вибрации или движения губ и языка во время произнесения звуков.

4. Индивидуальный подход: Каждый ребенок уникален, и логопеды учитывают особенности каждого ребенка при разработке плана лечения с использованием сенсорной интеграции.

• Индивидуальный подход в работе логопеда с осязательными книгами и материалами играет ключевую роль, так как каждый ребенок уникален и имеет свои собственные потребности и способности. Давайте подробнее рассмотрим, как логопед может использовать индивидуальный подход в работе с осязательными материалами для развития речи и коммуникативных навыков у детей:

• Оценка потребностей: первый шаг в разработке индивидуального подхода - это оценка потребностей конкретного ребенка. Логопед должен определить уровень развития осязания и восприятия у ребенка, а также выявить любые особенности или трудности, связанные с сенсорной интеграцией. Это может включать в себя проведение оценочных игр и упражнений.

• Выбор подходящих материалов: на основе оценки логопед выбирает осязательные материалы и книги, которые соответствуют уровню развития и интересам ребенка. Например, для младших детей могут подойти книги с большими яркими изображениями и выраженными текстурными элементами, в то время как старшим детям могут потребоваться более сложные и абстрактные материалы.

• Адаптация материалов: иногда может потребоваться адаптировать осязательные материалы для конкретного ребенка. Это может включать в себя изменение размера, формы или текстуры материалов, чтобы они были более доступными и подходящими для ребенка с определенными потребностями.

• Разработка индивидуальных задач и целей: логопед создает индивидуальные задачи и цели, ориентированные на улучшение сенсорной интеграции и развитие речи. Эти задачи могут включать в себя задания на описание текстур и ощущений, а также упражнения на сравнение и классификацию.

• Учет интересов ребенка: индивидуальный подход также учитывает интересы ребенка. Логопеды могут внедрять в упражнения и материалы темы или предметы, которые ребенку особенно интересны, что способствует активной мотивации к обучению.

• Прогрессивное наращивание сложности: важно постепенно увеличивать сложность осязательных заданий и материалов, по мере того как ребенок развивается и достигает успехов. Это помогает поддерживать мотивацию и постепенно улучшать сенсорную интеграцию.

• Стимуляция коммуникации: работа с осязательными материалами также должна стимулировать коммуникацию. Логопеды могут задавать вопросы, просить ребенка описывать свои ощущения и выражать свои мысли и чувства, что помогает развивать речь и языковые навыки.

• Оценка и коррекция: по мере продвижения в работе с осязательными материалами логопед постоянно оценивает прогресс ребенка и корректирует план обучения при необходимости.

Индивидуальный подход в работе с осязательными материалами является фундаментальным для успешной сенсорной интеграции и развития речи у детей. Он позволяет логопеду адаптировать программу обучения под конкретные потребности и способности каждого ребенка, обеспечивая оптимальные условия для развития их сенсорных и коммуникативных навыков.

5. Сотрудничество с другими специалистами. В некоторых случаях, особенно при наличии серьезных сенсорных нарушений, логопед может сотрудничать с другими специалистами, такими как окулисты, невропатологи и физиотерапевты, чтобы обеспечить комплексное лечение. Давайте подробнее рассмотрим, как это сотрудничество может быть ценным и какие преимущества оно может предоставить:

• Диагностика и оценка: сенсорные нарушения могут быть частью более широкого спектра проблем у детей. Сотрудничество с другими специалистами, такими как неврологи, психологи, терапевты по сенсорной интеграции и окулисты, может помочь в более точной диагностике и оценке сенсорных проблем. Это обеспечивает более надежную основу для разработки индивидуальных программ обучения.

• Комплексное лечение: дети с сенсорными нарушениями часто нуждаются в комплексном лечении и поддержке. Сотрудничество с другими специалистами позволяет объединить усилия для лечения различных аспектов проблемы. Например, физиотерапевт может работать над моторикой, в то время как логопед фокусируется на развитии речи, а терапевт по сенсорной интеграции работает над улучшением сенсорных навыков.

• Индивидуальные рекомендации: сотрудничество с другими специалистами позволяет логопеду получить индивидуальные рекомендации и стратегии, которые могут быть внедрены в ежедневную практику работы с конкретным ребенком. Это помогает обеспечить наилучшие результаты для ребенка.

• Обмен опытом: различные специалисты приносят с собой уникальный опыт и знания. Сотрудничество позволяет обмениваться опытом и информацией, что может способствовать более эффективным методам работы и обучения.

• Мониторинг прогресса: работа с другими специалистами облегчает мониторинг прогресса ребенка на всех уровнях развития. Это помогает быстро реагировать на изменения и корректировать программу обучения по мере необходимости.

• Поддержка для родителей: сотрудничество с другими специалистами также включает в себя обучение и поддержку родителей. Родители играют важную роль в поддержке и развитии детей с сенсорными нарушениями, и совместная работа с другими специалистами может помочь им лучше понять потребности своих детей и узнать, как поддерживать их в повседневной жизни.

• Интеграция ресурсов: сотрудничество с другими специалистами также может способствовать интеграции ресурсов и услуг, что может быть полезно для семей и ребят, требующих сенсорной интеграции.

Сотрудничество с другими специалистами важно для успешной работы логопеда в области сенсорной интеграции. Оно обогащает знания и опыт, помогает в разработке более эффективных программ обучения и коррекции, а также обеспечивает более комплексное и индивидуальное вмешательство для детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная интеграция важна для развития речи и коммуникативных навыков у детей. Работа логопеда с сенсорной интеграцией может помочь детям лучше понимать и воспринимать мир вокруг себя, что способствует развитию их речи и коммуникативных навыков.

Список литературы:

• Айерс Дж. (2016). Сенсорная интеграция и ребенок. М. : Теревинф.

• Шер Дж. (2015). Сенсорная интеграция у детей: руководство для родителей и специалистов. М. : Генезис.

• Бакстер П. (2014). Терапия сенсорной интеграции: практическое руководство для специалистов. СПб. : Речь.

• Фрости Г. (2013). Сенсорные нарушения и их коррекция у детей. М. : Эксмо.

• Миллер Л. Дж. (2017). Сенсорная интеграция: диагностика и терапия детей с нарушениями восприятия. М. : ВЛАДОС.

• Материалы курса обучения «Сенсорная интеграция – теория и практика»

Света Ревич (2022).

Публикации по теме:

«Как помочь эмоциональным детям». Консультация для родителей Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хроническая усталость, семейные.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сенсорная интеграция в работе логопеда: как помочь детям с ТНР развивать речь и коммуникативные навыки
Опубликовано: 29 августа 2024 в 09:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорная интеграция в работе логопеда: как помочь детям с ТНР развивать речь и коммуникативные навыки» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Овчинникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День озера Байкал. Папка-передвижка о Байкале

День Байкала отмечают в России в первое воскресенье сентября. Байкал — уникальное место, это озеро входит в число семи чудес нашей страны. Полюбоваться красотой Байкала приезжают люди со всего мира.

25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД