Ожегова Ирина Владимировна
Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
духовно-нравственного воспитания ребенка»
Настоящее и прошлое связаны неразрывной нитью. Современное общество находится в ситуации, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни каждого народа, каждого человека. Эти изменения сопровождаются острой необходимостью возрождения духовно-нравственных ценностей. Погоня за благополучием, самыми современными технологиями отмечается нарастанием жестокого отношения и равнодушия к окружающим. Это объясняется низким уровнем взаимопонимания и недостаточным уважением к ближним, что порождает потребность в переоценке ценностей в сторону развития духовно-нравственного начала.
Публикация «Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2023
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Оно обеспечивает духовное единство народа и объединяющих его моральных ценностей, политическую и экономическую стабильность. Именно поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания особенно актуальны для современной образовательной системы.
Становление духовно-нравственных ценностей начинается в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте происходит процесс усвоения ребёнком социальных требований, норм, которые становятся внутренним «Я» детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей, которые являются основой духовно-нравственного воспитания. Эти ценности условно можно объединить в две группы: семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе);
культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству).
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения. Тот дух, который царит в семье и детском саду, оказываются определяющими в формировании внутреннего мира ребёнка.
Специфика духовного и нравственного воспитания в казачьих семьях основана на традициях семьи, устоях и ценностях, сложившихся в рамках естественно-исторического процесса. Уникальность казачества как социально-исторического и культурно-исторического феномена как отечественной, так и мировой истории неоспорима.
Казачеству никогда не была присуща какая-либо специфическая идеология, однако оно обладало характерными особенностями. Среди народа казаки пользовались большим уважением и любовью. Общепризнано, что казаки не имеют национальности. Их главным призванием всегда было хранение и защита духовно-нравственных ценностей. Среди приоритетов в качестве основных казаки выделяли Православную веру и любовь к Отечеству.
В казачьей семье главой является отец, который готов в любой момент защитить родных, Отечество, православную веру. Дерзость со стороны младшего поколения считается недопустимой, а поступки взрослых воспринимаются как образец, на который должны ориентироваться дети. Уважение к старшим, гостеприимность, уважительное отношение к женщине всегда являлось частью жизненного уклада и закладывалось в казаках с детства. Уже долгий период в нашем детском саду поддерживается традиция празднования «Дня казачки», «Дня матери», потому что слова «Мама» и «Родина» тождественны и являются неразделимыми в обществе казаков. Многие родители наших детей, в большинстве молодые люди сами выросли в 90-е годы, в эпоху «Иванов, не помнящих родства» и не имеют представления о методах воспитания гражданственности, патриотизма, сами нуждаются в том, чтобы их научили методам и приемам духовно – нравственного воспитания. Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи
Поэтому, при передаче родителям способов организации духовно – нравственного воспитания дошкольников в семье мы стараемся создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, чтобы и взрослые, и дети могли чувствовать себя свободно и непринужденно, в соответствии с принципами личностно-ориентированной педагогики. Это является самым эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими разный культурный опыт, педагогические установки, семейные традиции.
У родителей наших воспитанников вызвал большой интерес погружения в казачью культуру, многие захотели принять активное участие в работе ДОУ. Для этого нами разрабатываются такие проекты в работе с семьей, как «Моя родословная», «История моей фамилии». «Мой дед — казак!». Родители и дети работают в настоящее время над оформлением семейного фотоальбома по темам проекта - «Моя родословная», «История моей фамилии». «Мой дед — казак!». Осознание ребенком своей роли в семье, понимание связи с близкими людьми, знание родословной, следование семейным традициям положительно отражаются на духовности и нравственности ребёнка.
В ходе работы по духовно – нравственному воспитанию были выступления на родительских собраниях на тему «Насыщение предметно пространственной среды с учетом регионального компонента», «Воспитание семей в казачьих семьях», а так же консультации для родителей – «Без прошлого – нет будущего», «Культура общения в семье и обществе»
По мудрому слову И. А. Ильина, русского философа, писателя и публициста: «Только добрая семья может воспитать семьянина, может дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение".
Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.
Семья есть для ребенка первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех и все за одного.