Анна Голубятникова
Самостоятельность, как социально-значимая характеристика личности ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития у детей дошкольного возраста самостоятельности как личностного качества,влияющего на процесс развития и достижение ребёнком состояния успешности при выполнении различных видов деятельности, занимает особое место в системе дошкольного образования. Развитие самостоятельности ребёнка дошкольного возраста связано с развитием его мотивационной сферы, поскольку стремление действовать самостоятельно, реализуя свои замыслы в различных видах детской деятельности, является важной особенностью детей данного возрастного периода.
Темочки:
Различные аспекты развития самостоятельности ребёнка находят отражение в исследованиях Л,И,Божович, Р,С,Бюре,Л,С,Выготского,А,В,Запорожца, И,С,Кона, М,В,Крухлет, А,Н,Леонтьева, А,А,Люблинской,Н,Н,Поддъякова,С,Л,Рубинштейна и других учёных. Научно-теоретический анализ исследуемой проблемы позволяет выделить важные характеристики самостоятельности, в том числе, присущие детям дошкольного возраста. Самостоятельность рассматривается,как способность выбрать поведение в зависимости от ситуации, так как личность созидается в своих действиях и творческих проявлениях (С,Л,Рубинштейн); отношение личности к выполнению своих обязанностей, к процессу и результату деятельности, поскольку формы проявления самостоятельности зависят от структуры и содержания деятельности,которую выполняет ребенок (А,Н,Леонтьев); способность отстаивать и доказывать свою точку зрения, иметь свое мнение (И,В,Охулкова); Как подчеркивает Л,И,Божович, самостоятельность является сложным личностным качеством, "посредством которого личность может ориентироваться в окружающей действительности, выстраивать правильное поведение в разных жизненных ситуациях, осознавать свои потребности, потребности других людей и с учётом этого определять цели своей деятельности"
Самостоятельность связывается не только с умением исполнять определённые действия без поддержки, посторонней помощи, но и способностью постоянно, непрерывно выходить за границы своих возможностей. Самостоятельность всегда ограничена рамками принятых в обществе норм и не означает полной свободы действия и поступков ребёнка (Е,О,Смирнова);
Как личностная характеристика самостоятельность начинает проявляться в младшем дошкольном возрасте и проявляется в стремлении ребёнка самостоятельно завладеть игрушкой,выполнять действия,включиться в речевую деятельность. К концу старшего дошкольного возраста, при условии оптимального воспитания и обучения, дети способны достигнуть значимых показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в общении (Н,В,Елизарова,ГЮА,Цукерман,др.).
К психологическим основам самостоятельности деятельности дошкольника И. С. Кон относит:
1. Саморегуляцию-умение прогнозировать самостоятельную деятельность, то есть выбирать способы изменения заданных условий, средства для такого преобразования,последовательность действий.
2. Самодеятельность-собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, которая включает в себя:цель, потребность, мотивацию, способы реализации.
3. Самоактивацию-внутреннюю мотивацию деятельности.
4. Самоорганизацию-способность личности мобилизировать себя,целеустремлённо, активно использовать все возможности для достижения целей,рационально распределяя время,силы, средства.
5. Самоконтроль-компонент деятельности, позволяющий осуществлять ее на личностном уровне.
В исследованиях Р,С,Бюре определены три компонента самостоятельности (мотив,воля,умения, связанные с таким качеством личности, как ответственность и активность и определяющие отношение личности к себе, труду,другим людям,жизненным ценностям. Учёным указывается, что самостоятельность предполагает способность без чьей-либо помощи приводить в жизнь решения, отвечать за последствия своих поступков (нести ответственность, понимать, что такое поведение социально оправданно (самоконтроль). Выполняя самостоятельную деятельность,ребёнок реализует свои возможности (мотивация установка). При этом, чтобы принять самостоятельное решение, нужно обладать не только знанием и опытом,но и иметь определённые волевые усилия.
Таким образом, понятие "Самостоятельность" в психолого-педагогических исследованиях раскрывается достаточно широко и неоднозначно. Самостоятельность ребёнка связана с подчинением требованиям взрослых и в то же время с его собственной инициативой. Чем глубже ребёнком усвоены правила поведения, тем больше у него возможностей проявлять свою самостоятельность в новых условиях. Следует подчеркнуть, что самостоятельность складывается на протяжении всего периода детства и определяется содержанием деятельности ребёнка, достигая в своём развитии разных уровней в зависимости от требований, которые предъявляются взрослыми к ребёнку, и условий воспитания (Г,С,Прыгин).Критериями самостоятельности, по мнению Н,Н,Поддьякова, являются: самостоятельное решение задач, постановка и достижение целей деятельности, осуществление элементарного планирования, способность проявлять инициативу и творчество при решении возникающих задач.
Низкий уровень (подражательно-пассивный); ребёнок выполняет действия по образцу (копирует, подражает, самоконтроль не развит, мотивы ситуативны и связаны с внешним побуждением, практически не проявляется активность, ответственность определяется внешним контролем, потребность в помощи взрослого ярко выражена.
Средний уровень-(активно-поисковый) : ребёнок способен применить знания в знакомой для него ситуации, может осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль после завершения работы. Отмечается мотив в получении новых знаний.
Высокий уровень-(интенсивно-творческий) : ребёнок способен переносить и реализовывать самостоятельную деятельность в любых условиях, может контролировать свои поступки и поступки других, мотивы деятельности хорошо выражены.
Таким образом, самостоятельность является важнейшей характеристикой личности ребёнка т одновременно условием его развития и проявляется как своего рода независимость, способность и желание совершать действия или поступки, не прибегая к помощи других. Следовательно, развитие самостоятельности детей дошкольного возраста обуславливает повышение роли педагога в освоении технологий ее формирования с целью развития умения ставить цель деятельности, настойчиво добиваться ее выполнения, проявляя ответственность, инициативность и самоконтроль своей деятельности.