Валентина Чернова
Русские народные хороводные игры как средство всестороннего развития дошкольников
СТАТЬЯ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Народные хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Воспитательная ценность хороводной игры общепризнанна в педагогике. Хороводы являются ценнейшим поэтическим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения порастающего поколения. Трудно переоценить психолого-педагогический потенциал народных хороводных игр и во всестороннем развитии дошкольника и коррекции имеющихся проблем. В настоящее время перед педагогами стоит задача наиболее глубокого раскрытия индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка. Цель проведения хороводных игр в детском саду — гармоничное и всестороннее развитие детей через приобщение к народным традициям. В игре идет важнейший процесс становления личности ребенка,становление его творческого потенциала. Народные игры охватывают все области развития ФГОС.
Публикация «Русские народные хороводные игры как средство всестороннего развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие.
-игра развивает умение увидеть и услышать другого, ладить с другими детьми игрового сообщества,радоваться за другого,сопереживать другому,выстраивать отношения,работать в команде,не бояться сверстников и взрослых,учитывать интересы и чувства других,разрешать конфликты,чувство солидарности и ответственности за действия друг друга
-игра развивает инициативность и самостоятельность
-игра развивает способность различения добра и зла в себе и окружающем мире,развивает лучшие человеческие качества.
Высокие требования к честности, справедливости,доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех лучших играх. Нравственные требования заключены в содержании игр,ее правилах и традициях. (В. М. Григорьев)
-игра дисциплинирует,заставляя удерживать схему игры,придерживаться установленных правил,способствует подавлению своих желаний,добровольному наложению на себя каких-либо ограничений, тренирует волю, вырабатывает умение показать эмоции и совладать с ними.
Все линии духовного развития личности ребенка реализуются в игре как практике становления человеческого в человеке.
Физическое развитие.
-Развитие крупной и мелкой моторики, чувства равновесия
-Физических навыков и умений (сила,скорость,гибкость,выносливость,координация движений)
-Укрепление опорно-двигательного аппарата,развитие разных групп мышц
-Создание эмоционального комфорта,радостной и веселой атмосферы
Речевое развитие
В народных играх вся творческая сила народной поэзии и самобытность вековых традиций.
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,умение высказывать свое мнение и не бояться этого.
- служат и для усвоения ребенком грамматического строя и звукового состава родного языка
-формирование образности речи дошкольника, развитие словесного творчества
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
-обогащение и активизация словаря
-осознание красоты родного языка
- народный фольклор (и игры в том числе) выступает одним из источников образцов языка высокого качества, что весьма важно для развития речевой деятельности, как утверждает Эльконин Д. Б. ;
-развитие чувства юмора
Художественно-эстетическое развитие
Хороводные игры развивают чувство ритма и музыкального слуха, выразительность движений. Эмоциональное, нараспев, ритмичное произнесение текста помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность
-Будят фантазию и воображение
-Развивают звуковое восприятие
-Развитие индивидуальности и творческого потенциала ребенка
-Знакомят с характерными особенностями русского народного творчества и народной культуры
-Вызывают интерес к русскому фольклору
Познавательное развитие
Хороводные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В хороводных играх много познавательного материала, содействующего расширению знаний ребенка, развитию его мышления,памяти,внимания и самостоятельности действий. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.
Освоение хороводной игры.
1. Прежде чем знакомить ребят с новой игрой, настоятельно рекомендуется воспитателю разобрать ее составляющие для себя: выучить текст песни, выделить слова, значение которых требуется пояснить; запомнить движения, чтобы продемонстрировать их детям.
2. познакомить детей с новой игрой, хороводом, создать целостное впечатление о музыке и движении,знакомство детей с образами игры (каков характер персонажей, особенности движений,разобрать содержание.
3. Разучивание песни и танцевальных движений и хороводных перестроений (с младшими и средними дошкольниками сначала учат песню, со старшими — последовательность и характер движений).
Слова песни лучше разучивать в первой половине дня, а в движении с пением лучше исполнять хоровод во второй половине дня.
Дети старшего возраста поют и двигаются достаточно уверенно.
Если игра не сложная, то педагог сразу разучивает ее с детьми.
Сначала объясняет, что надо делать, затем поет и показывает движения.
Дети выполняют все по показу и под пение педагога.
Затем разучивается песня, и дети начинают подпевать во время игры.
Новую игру дети выучивают за месяц при условии,если играть 3 раза в неделю.
Длительность хороводной игры зависит исключительно от состояния ребят. Дети веселятся и полны сил — игра продолжается! Младшие дошкольники обычно повторяют игру 2–3 раза. Старшие дошкольники могут повторять игру большее количество раз: их интерес разжигается сменной ролью водящего. Воспитатель наблюдает за хороводной игрой. Когда замечены признаки усталости или угасания интереса к игре, взрослый направляет участников к завершению хоровода.
Таким образом еще раз хочется отметить, что народная хороводная игра является прекрасным психолого-педагогическим инструментом для развития и коррекции дошкольников.