Фейзуллаева Луара
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"
В жизни детей дошкольного возраста особое место занимают игры, особенно те, что создаются самими детьми. Такие игры называются творческими или сюжетно-ролевыми.
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра является основным видом деятельности дошкольника и оказывает многогранное влияние на его развитие. В процессе игры дети овладевают новыми навыками и умениями, а также знаниями. Только в игре они могут освоить правила человеческого общения. Без игры невозможно полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, а также воспитание его личности.
Кроме того, игра представляет собой особый способ усвоения общественного опыта, свойственный дошкольному возрасту. В процессе игры формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к более высокой стадии развития.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионализма педагога, его знаний о психологии детей, учета их возрастных и индивидуальных особенностей, а также от правильного методического руководства взаимоотношениями между детьми и четкой организации и проведения различных игр.
Среди всех игр особое место занимает сюжетно-ролевая игра. В такой игре дети берут на себя роли взрослых и в специально созданных воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий и отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации.
Центральным аспектом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребёнок. Он не просто называет себя именем взрослого, например, «Я — строитель» или «Я — врач». Ребёнок действительно действует как взрослый, чью роль он играет.
Каждая роль включает в себя определённые правила поведения, которые ребёнок берёт из окружающей жизни и отношений между взрослыми. Для дошкольников роль становится образцом того, как нужно действовать. На основе этого образца ребёнок оценивает поведение участников игры, а затем и своё собственное.
Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для развития воображения. В процессе игры дети используют реальные предметы в качестве воображаемых. Практика действий в воображаемом пространстве способствует формированию творческого воображения.
В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека. Благодаря этому взрослый и его действия становятся образцом не только объективно, но и субъективно.
Около трёх лет ребёнок становится более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. Однако игра остаётся социально обусловленной как по происхождению, так и по содержанию. Она не может развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребёнок получает благодаря взрослым.
Для развития игры ребёнку необходимы разнообразные игрушки, включая неоформленные предметы, не имеющие чёткой функции. Они позволяют легко использовать их в качестве заместителей других.
В каждой игре свои игровые условия — дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание значительно меняют игру в младшем дошкольном возрасте, когда она в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами.
Я. Л. Коломинский утверждает, что сюжет — это та сфера действительности, которая находит своё отражение в игре. В начале своего развития ребёнок ограничен рамками семьи, и его игры в основном связаны с семейными и бытовыми проблемами. По мере освоения новых сфер жизни он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и другие. Одновременно с этим, формы игры на старые сюжеты, такие как «дочки-матери», становятся более разнообразными.
Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой и длительной. Если в 3-4 года ребёнок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры растягиваются на несколько дней.
А. К. Бондаренко считает, что игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребёнок, и контроля. В игре таким образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок.
В развитой ролевой игре с её замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребёнка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения.
Л. С. Выготский, рассматривая дошкольный возраст, акцентирует внимание на том, что основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра. На неё почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребё нка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения — явление очень сложное.
Игра 3–5-летних становится сложнее. Простое воспроизведение действий с предметами уже не устраивает ребё нка: ему хочется принять участие в настоящей жизни. Появляются роли, игра становится коллективной.
Для детей 3–4-х лет основным становится воспроизведение отношений между людьми. Мир открывается детям всё полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но вступает в определённые отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним определённым образом. И именно эти отношения и особенности общения между взрослыми и становятся центральным моментом в играх дошкольника.
В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочтении игр, игрушек и связанная с этим отработка игровых и орудийных действий. В игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее и легче входят в новые условия, устанавливают контакты.
Мальчики взрывные, создают больше шума. Выбранные игровые роли отражают социальные стремления детей разного пола. В игре в своеобразной форме реализуется интерес к деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников. Девочки любят сверстниц с мягким нравом, весёлых и уступчивых. Игра для ребенка — это не просто развлечение, это способ понять окружающий мир и освоить новые навыки. Она может быть как веселой забавой, так и настоящим испытанием, когда дети преодолевают себя и открывают новые горизонты.
Руководить детской игрой — задача не из легких для взрослых. Чтобы стать настоящим наставником для своего ребенка, родителям необходимо проявить максимум внимания, терпения и такта. Важно постоянно наблюдать за играми своего малыша, чтобы понять его потребности и интересы. И, конечно же, любовь и забота — это те ключевые качества, которые помогут создать благоприятные условия для развития.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями у детей формируется творческое воображение. Она способствует становлению произвольной памяти и помогает преодолеть так называемый познавательный эгоцентризм. В процессе игры ребенок учится менять свою точку зрения и координировать различные точки зрения, что является важным этапом в его развитии.
Л. С. Выготский в своих работах уделял особое внимание дидактическим играм как основному средству сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. На дидактические игры возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством и звуком. Эта игровая форма обучения представляет собой сложное явление.
Игры детей 3-5 лет становятся более сложными и разнообразными. Простое воспроизведение действий с предметами уже не удовлетворяет ребенка: ему хочется принять участие в настоящей жизни. Появляются роли, и игра становится коллективной.
Для детей 3-4 лет главным становится воспроизведение отношений между людьми. Мир открывается перед ними все полнее, и они начинают понимать, что шофер не только крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, а доктор не только делает укол больному, но и общается с ним особым образом. Именно эти отношения и особенности общения между взрослыми становятся центральным моментом в играх дошкольника.
В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочтении игр и игрушек, а также отработка игровых и орудийных действий. В игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее и легче входят в новые условия и устанавливают контакты.
Мальчики, в свою очередь, более взрывные и создают больше шума. Выбранные игровые роли отражают социальные стремления детей разного пола. В игре в своеобразной форме реализуется интерес к деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Интересы мальчиков сосредоточены на технике и соревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу и лидерство. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников, а девочки любят сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых.
Игра — это серьезно для самого ребенка, это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, а иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часто это труд и преодоление себя. Это целый мир, и руководство детской игрой — серьезная проблема для взрослых.
Родители сами могут прийти к выводу, что не следует жалеть времени на игру. Отношение родителей к игре своих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности как орудия самовоспитания ребенка.
Сюжетно-ролевая игра — это самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. В этой игре дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В развитии игры выделяются две основные стадии: воспроизведение логики реальных действий людей и моделирование реальных отношений между ними, когда содержанием игры становятся социальные отношения и общественный смысл деятельности взрослого человека.
Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка. В сюжетно-ролевой игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Она способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.
# Список литературы
1. **Аникеева Н. П*** Воспитание игрой: Книга для учителя. – М. : Просвещение, 1990. – 72 с.
2. ** Воспитание детей в игре: **Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 1983. – 192 с.
4. **Коломинский А. Л*** Детская психология. – Мн. : Университетское, 1998. – 361 с.
5. **Никитин Б. П*** Развивающие игры. – М. : Новая школа, 1995. – 79 с.